ХРИСТИАНСТВО В ПАЛЕСТИНЕ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ХРИСТИАНСТВО В ПАЛЕСТИНЕ

Основа христианства — Иисус Христос, Учитель, живший в Палестине и выделяющийся не столько Своим учением, сколько Своей Личностью.

Церковь началась с небольшой группы Его учеников (около 120 человек), вместившихся в одной из иерусалимских горниц. Это были родственники, друзья и ученики Иисуса. Он умер на кресте в пасхальные дни (по современным представлениям — в пятницу 7 апреля 30 г. по Р.Х.).

Начиная с 9 апреля. Он являлся ученикам как воскресший из мертвых, подтверждением чего служила пустая гробница, в которую было положено Его тело. Спустя 40 дней (18 мая 30 г. по Р.Х.), Он вознесся на небо, повелев ученикам не отлучаться из Иерусалима и ждать сошествия Святого Духа. Оно произошло через 10 дней во время еврейского праздника Пятидесятницы (28 мая 30 г. по Р.Х.).

С этого момента ученики, крещенные Духом Святым и исполненные Его силой, составили принципиально новое общество, которое Иисус Христос пророчески предсказал (Мф.16.18) и назвал его Своею Церковью, дословно — собранием (экклезией) избранного народа Божьего.

Примерно в течение года к Церкви присоединилось большое количество как коренных иудеев Палестины, так и иудеев диаспоры, называемых эллинистами (т.к. они говорили на греческом языке). Это было время относительного мира и бурного количественного роста христиан, хотя со стороны ортодоксального иудаизма чувствовалась готовность к сопротивлению.

. Первая серьезная волна гонении была направлена против эллинистов (первомученик Стефан — Деян.б.11-7.60).

Это послужило к их рассеянию и активному распространению христианства в иудейских общинах диаспоры.

Второе сильное преследование относится к сороковым годам по Р.Х., когда Апостолу Иакову, брату Иоанна, была отсечена голова, а Апостол Петр был заточен, но чудесным образом освобожден из темницы. .

С этого времени (43/44 гг. по Р.Х) он и, вероятно, другие Апостолы начинают свои миссионерские путешествия. Руководство иерусалимской общиной принимает Иаков, брат Господень.

Характерные черты Церкви того времени

1. Понимание своего избрания и отделенности. Такая позиция приводила к внутреннему общинному единству, укрепляемому через имущественное равенство, взаимное служение, совместное молитвенное общение и общие ежедневные трапезы с хлебопреломлением. В это время безраздельно господствовал принцип всеобщего священства.

2. Осознание мессианского посланничества. Каждый член церкви чувствовал себя свидетелем Иисуса Христа. Проповедь сводилась, в основном, к доказательству мессианского достоинства Иисуса.

3. Эсхатологическая направленность сознания верующих. Церковь хила напряженным ожиданием близкого пришествия Христа. Это служило одним из мотивов пренебрежения имуществом и материальными благами, а позже одухотворяло мученичество ожиданием славной встречи со Христом.

4. Обильное, но управляемое действие Святого Духа. Чудесные сверхъестественные явления и пророчества, заменявшие не написанный еще Новый Завет, не требовали четко сформулированных принципов веры. Это приводило к слабой организации и экстатической общинно-религиозной жизни, однако авторитет Апостолов (столпов Церкви) и руководящих братьев не ущемлялся и все действия Святого Духа носили строго организованный характер, не допускающий беспорядка. Равноправие не превращалось в бесправие и анархию. Большое влияние на организацию Церкви оказали строгие иудейские традиции.

5. Неразрывная связь с иудаизмом. Это — одна из самых характерных особенностей Церкви 30-х — 40-х годов. Христианская община не выделяла и даже не предполагала отделение себя от иудаизма. Христиане соблюдали установленные часы молитвы и все ритуальные предписания закона Моисеева. Даже Ап. Павел по просьбе Иакова и других пресвитеров беспрекословно согласился на обряд ритуального очищения в храме, чтобы все узнали, что он сам продолжает соблюдать закон (Деян.21.24). Таким образом, никакого противоречия иудейству в то время не наблюдалось.