ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ХРИСТИАНСКАЯ КУЛЬТУРА

Спервых дней своего появления христианство стало существовать не только — как религиозный культ, но и как образ жизни, полностью меняющий человека и затрагивающий все сферы его жизни: отношение к себе, к близким, к государству и т.д. Культура, как важнейший пласт человеческой жизни, также подверглась переосмыслению с позиций христианства.

Распространяясь среда греко-римского мира, для которого философия и литература, изобразительное искусство, музыка, зрелища и архитектура играли первостепенную роль, христианство, во-первых, приводило к отрицанию всего этого и только, во-вторых, к появлению новых, необыкновенно специфических синтезов в области культуры.

Новая культура строилась с позиции четких мировоззренческих постулатов. Если вся дохристианская культура носит характер поиска истины (а отсюда и скептицизм), то христианство выступает с позиций обладания Истиной. Таким образом, появляется четкий критерий, по которому можно было определить направления развития новой культуры. Другим переходным пунктом было осмысление религиозного содержания культуры.

Вся языческая культура — и литературная, и музыкально-театральная и, особенно, изобразительная — была подчинена идолопоклонству и пронизана им, хотя сами язычники этого почти не замечали. Христиане же, оберегая себя от идолопоклонства, которое считалось страшным грехом, имели твердую и бескомпромиссную установку на отрицание всей этой культуры. Особенно ярко это видно в деятельности апологетов и дошедших до нас трудах христианских богословов. Со страстностью людей, обладающих Истиной, они вели трезвый критический анализ языческой религии, философии, эстетики и этики, разоблачая их безнравственность и аморальность.

Два основных фактора подчеркиваются апологетами в критике языческого искусства: Связь с идолопоклонством (а, значит, и бесами) и услаждение низменных страстей.

Это были справедливые укоры, т.к. религия и литература состояли из рассказов о бесчисленных любовных похождениях языческих божеств, героев или тиранов-императоров прошлого. Все спектакли, проходившие на сценах театров и цирков, представляли это же, кроме того, все зрелища часто содержали для привлекательности натуральные, иногда самые варварские насилия и даже убийства и развратные сцены с реальными половыми актами и сексуальными извращениями. Этому же было посвящено изобразительное искусство и даже музыка.

Таким образом, не случайно христианство отстраняло себя от этой культуры и принимало ближневосточную культуру Ветхого Завета. Однако, воспитанные в греко-римских традициях, христиане не механически восприняли, но переосмыслили начала ветхозаветной культуры.

Итак, новая христианская культура вобрала в себя две наиболее зрелые и целостные культуры древнего мира — греко-римскую и ветхозаветную — и создало новое искусство, имеющее ярко выраженную духовную ориентацию.

В области литературы и философии христианство впитало греческую диалектику и логику, римский практицизм и точность, еврейский психологизм и образность.

В области изобразительных искусств христианство выступило с позиции жесткого критицизма.

В языческом изобразительном искусстве, Тертуллиан усматривал оскорбление богам (если предположить их существование) в том, что их изображают в тех же формах, что и смертных людей. Невидимого абсолютного Бога-Духа делает, по мысли Тертуллиана, бессмысленным всякое его изображение.

С именем Тертулиана, Татиана и других первохристианских богословов связан первый этап христианского иконотворчества. Однако, христианство первых веков отрицало не вообще изобразительное искусство, а только грубо-чувственное, реалистическое изображение форм.

Христиане употребляли символико-аллегорические, условные изображения, напоминающие им основные догматы их учения. Так, они часто украшали свою мебель, чаши, печати, а позже и места своих собраний изображениями пастуха с агнцем на плечах; голубя (как символа Святого Духа); рыбы, греческое название которой (ихтюс) состояло из начальных букв, фразы: Иисус Христос Сын Божий Спаситель; часто встречались символы лиры, якоря, монограмма имени Иисуса Христа, символика креста и т.д.

Еще одним развивающимся направлением христианского искусства стала музыка (зрелищные виды искусств сознательно и категорически были отвергнуты).

Христиане много пели, это были как хоровые, общие пения, так и сольные. Часто пение сопровождалось игрой на музыкальных инструментах того времени. Но к музыке тоже подходили разборчиво.

Климент Александрийский делил музыку на полезную и вредную для человека. По его мнению, мелодии следует выбирать бесстрастные и целомудренные, но гармоничные, т.к. недостаток гармоничности разрушает гармонию духа. Кипрнан считал, что духовные песни воспринимаются лучше, «когда духовное содержание вызывает у нас и благочестивое удовольствие слуха» («К Донату»). Об этом же писали и другие богословы.

Таким образом, появившаяся христианская культура прошла за первые три века этап отрицания (Татиан призывал: «уничтожайте памятники нечестия») и наметила принципы создания новой культуры, в основе которой лежала простота, удаленность от чувственных удовольствии, духовность и символизм.