Учение о смерти и душе
А. «Сон души»
Свидетели Иеговы говорят, что со смертью человека его личность перестает существовать. Человек превращается в прах, как и животные, и пребывает в полностью бессознательном состоянии — как во сне.
Быт. 3:19 — СИ говорят, что человек — просто прах. Однако человек — не просто прах, и после смерти не обращается только в прах
Пс. 145:3-4 — речь идет не о том, что человек прекращает сознательное существование после смерти. Погибнут все планы и намерения человека.
Еккл. 9:5, 10 — Экклезиаст описывает вещи так, как они выглядят “под солнцем”, т.е. с точки зрения смертного человека.
Ин. 11:11-14 — Человек не умирает для Бога, пока Бог не призовет его к себе, а Лазарь должен был воскреснуть. Кроме того, даже если принять за факт, что смерть похожа на сон, во сне личность человека не перестает существовать.
Мф. 17:3 — В этом стихе давно умершие и еще не воскресшие Моисей и Илия беседуют со Христом, следовательно после смерти сознательно существование личности не прекращается
Б. Нематериальной личной души или духа, которая существовала бы после физической смерти человека, нет
• Свидетели Иеговы считают, что человек и есть “душа.”
Быт. 2:7
Еврейское слово “нефеш” действительно может употребляться применительно к человеку в целом. Однако этим его смысл не ограничивается. С таким же успехом слово “нефеш” можно применить и к нематериальной части человека (Быт. 35:18; 3 Царств 17:21).
Ряд мест Библии ясно говорят о душе как о том, что есть внутри нас: 4 Цар. 4:27; Пс. 41:6-7; Пс. 42:5; Авв. 2:5, Деян. 20:10.
Библия изображает “нефеш” средоточием эмоций и чувств — он может изнывать (Втор. 28:65), скорбеть (Иов 30:25), страдать (Быт. 42:21), огорчаться (Иов 3:20), потрясаться (Пс. 6:3) и веселиться (Пс. 85:4), в “нефеш” можно слагать советы (Пс. 12:2).
Мф 10:28 — гр. словом “псюхе” LXX переводили слово “нефеш”
Отк. 6:9-10 — В этих стихах мы видим души умерших праведников еще до воскресения стоящими перед престолом и говорящими с Богом.
• Свидетели Иеговы считают, что слово “дух” обозначает “жизненную силу”, которую не следует путать с душой. Дух есть в каждой клетке живых существ.
Быт. 2:7 — Ниоткуда не следует, что речь идет о духе, к тому же этот стих не сообщает нам никаких подробностей относительно духа.
Еккл. 3:19-21 — Экклезиаст говорит с точки зрения человека
Еккл. 12:7 — Этот стих ничего не говорит нам о природе духа.
1Пет. 3:4 — Дух обладает эмоциональными качествами, дух и “сокровенный сердца человек” — синонимы.
2Кор. 7:1 — Дух обладает нравственными качествами.
Лк. 1:47 — Дух способен на эмоциональные проявления.
В. Жизни после смерти не существует
Еккл. 3:19-21 — С точки зрения смертного человека, животные и люди действительно после смерти идут в одно место. Однако мы знаем из Божьего откровения, что на самом деле это не так: люди предстают перед Божьим судом, а животные нет.
Иез. 18:4 — Как уже говорилось выше, слово “нефеш” иногда обозначает человека как такового, а иногда применяется конкретно к нематериальной составляющей человека. В данном случае речь идет о человеке в целом, поэтому этот стих никак не влияет на решение вопроса о жизни после смерти.
Лк. 16:22-28 — Свидетели Иеговы утверждают, что притча о богаче и Лазаре — это образ, не имеющий никакой параллели в реальной жизни. Однако подумайте, если сознательное существованиечеловека обрывается с физической смертью, в чем тогда смысл этой притчи? Иисус ни разу не использовал в Своих притчах ситуации, которая не была бы основана на реальной жизни.
Лк. 23:43 — Свидетели Иеговы переносят здесь запятую, вопреки контексту (1 раз из 74). Если же читать этот стих правильно, то становится очевидно, что нематериальная часть человека продолжает существовать и после смерти.
Лк. 20:38 — В этом стихе Иисус отвечает саддукеям, которые, по свидетельству Иосифа Флавия, верили, что душа человека умирает вместе с его телом. И слова Иисуса означают, что ветхозаветные патриархи сейчас живут с Богом (греч. слово «живы» в наст. времени), хотя они уже давно мертвы физически.
Фил. 1:21-23 — Как Павел может называть смерть «приобретением», если после смерти ему предстояло исчезнуть? Грамматическая конструкция (два глагола связаны одним артиклем) показывает, что для Павла «разрешиться» и «быть со Христом» — две неразделимые части одного и того же события.
2 Кор. 5:6-8 — Первая часть фразы Павла («водворяясь в теле, мы устранены от Господа») стоит в наст. времени, что в греч. языке подразумевает продолженное действие. Вторая часть фразы Павла («выйти из тела и водвориться у Господа») стоит в аористном времени, которое в греч. языке обозначает одномоментное действие. Таким образом, в отличие от нашей жизни в теле, которая имеет неопределенную длительность, смерть и водворение у Бога слиты в один краткий миг.
Учение об аде
Иер. 7:31 — СИ говорят, что Богу никогда не пришло бы в голову сжигать своих детей. Но, во-первых речь идет о том, что Бог не требует сожжения детей в качестве жертвы. Во-вторых, грешники не являются детьми Божьими (Ин. 8:44), они — сосуды гнева, готовые к погибели (Рим. 9:22).
Мф. 10:28 — Погубить душу и тело не значит их уничтожить. Это же греческое слово (apollumi) прилагается в НЗ к вещам, которые явно не уничтожаются. Например, к “погибшим”, но не мертвым овцам (Мф. 10:6; 15:24; Лк. 15:4-6) и к “потерянной”, но не уничтоженной драхме (Лк. 15:9).
Деян. 20:27 — СИ говорят, что, раз Иисус сошел в ад (Hades), значит гадес не является местом вечного мучения, но просто могилой. Действительно, Библия описывает Гадес, как место пребывания мертвых, никак не связанное с мучениями. Однако это слово не следует путать с Gehenna (Мф. 10:28), местом мучений. Проблему порождает то, что оба слова переводятся русским словом “ад”. Значение слова Гадес никак не влияет на учение о вечном воздаянии.
1Ин. 4:8 — СИ говорят, что Бог есть любовь, а любовь не может мучить других. Бог действительно есть любовь, однако мы не вправе определять, что совместимо с Божьей любовью, а что нет. Это право Библии.
Отк. 20:14 — СИ говорят, что это символ окончательной смерти. Однако за каждым символом в Библии стоит нечто реальное.
Мф. 25:46 — СИ неправильно переводят этот стих: “и пойдут сии в вечное отлучение.” Несмотря на то, что этот перевод действительно неправилен, даже он точно передает христианкие убеждение — неправедные будут вечно существовать в отлучении от Бога.
Отк. 14:9-11; 20:10 — Греч слово basanizo обозначает физические муки, а тот факт, что дым поднимается во веки веков, означает, что мучения продолжаются во веки веков.
Учение о воскресении
А. Христос навсегда предал Свое тело в жертву. Воскреснуть в теле значило бы отнять у Бога принесенную жертву.
Мф. 20:28 — Библия действительно говорит, что Иисус принес Свою жизнь в жертву, однако из этого не следует, что Он не мог воскреснуть в теле.
Б. Иисус воскрес как духовное существо
1Пет. 3:18 — СИ считают, что Иисус воскрес, “как дух”. Но, скорее всего, речь здесь идет о том, что Иисус был воскрешен Святым Духом. Однако даже если допустить, что греческий текст стиха допускает разные толкования, основополагающим принципом библейского толкования является: Писание должно толковаться Писанием. Библия дает нам достаточно оснований для веры в физическое воскресение Христа (Лк. 24:39; Ин. 2:19-21; Ин. 20:27; Деян. 2:31; 1Тим. 2:5).
1 Кор. 15:44, 50 — СИ говорят, что при воскреении Иисусу было даровано бессмертие и нетление, недоступное никакому живому существу во плоти. Однако СИ просто неверно понимают смысл греч. конструкции. Сома пнеуматикос означает тело, находящееся под контролем духа.
Более того, греческое слово “тело” (сома) в Новом Завете всегда относится к физическому телу. А греческое слово “духовное” (пнеуматикос) в 1 Кор. 2:15 относится к живым людям и явно обозначает “находящийся под контролем духа.” Все вопросы по поводу 1 Кор. 15:50 снимаются 53-м стихом.
Лк. 24:37-39
Деян. 2:31
1 Тим. 1:5
В. Логические следствия учения о духовном воскресении Христа
СИ считают, что в момент смерти человек полностью изчезает, перестает существовать. Только впоследствии Бог вспоминает человека и вновь создает его. Точно то же самое, по словам СИ, случилось с Иисусом. Он был распят, умер, Его тело разложилось на газы в могиле, Его душа перестала существовать. И три дня спустя Бог вновь создал архангела Михаила таким, каким он был до земной жизни. Однако это новое духовное существо никогда за нас не умирало, а значит не могло и воскреснуть. 1Кор. 15:17
Учение о Втором Пришествии
А. Христос не вернется видимым образом
Поскольку СИ говорят, что Христос является невидимым духом на небесах, они считают, что Он уже никогда не вернется на землю видимым образом.
Ин. 14:19 — Ученики увидят Христа на небесах, а мир Его уже не увидит. (Это не значит, что мир вообще больше не сможет видеть Христа, см. Ин. 16:16. Что касается второй части стиха, то здесь Иисус говорит о Своем воскресении.)
Деян. 1:9-11 — Вознесение Христа видели только Его ученики, значит и Его присутствие также будет увидено только Его организацией. (Естественнее всего понять слова ангела так, что Иисус вернется так же видимо, как и ушел. Кстати, в 11-м стихе речь идет именно пришествии — эрхомай — Христа.)
Откр. 1:7 — “Облака” являются символом невидимости, а под словом “узрят” следует понимать духовное осознание или понимание через земные признаки. “Те, которые пронзили Его”, уже давно умерли, поэтому весь стих следует понимать фигурально.
(В ВЗ облако всегда было видимым проявлением Божьей славы: Исх. 16:10; 3Цар. 8:10-11. См. тж. Мф:24:30. Греч. слово хорао имеет конкретное значение физического зрения.)
Б. 1914 год
В попытках обосновать дату 1914 г. СИ прибегают к сложным математическим вычислениям и запутанной библейской аргументации, но закрывают глаза на очевидное: Библия нигде не призывает нас к подобным вычислениям и нигде не указывает на дату 1914 г. Таким образом, нет никаких причин тебовать от христиан веры в эту дату. Однако Сторожевая Башня не терпит никаких сомнений в этом учении.
СИ утверждают, что дата 1914 г. сопровождалась знамениями, описанными в Мф. 24. Однако факты, которые они приводят по этому поводу, не выдерживают критики.
Дата 1914 г. изначально была выведена из длинны внутренних коридоров Великой Пирамиды в Гизе. Однако сегодня Свидетели Иеговы подводят иное основание под эту дату. Основываясь на цифрах, указанных в книге Даниила, они высчитывают дату незримого присутствия Христа — только отправной точкой их расчетов служит, почему-то не 586, а 607 г. до н. э., вопреки мнению ученых.
В. ПАРУСИЯ
Свидетели придают особое значение греч. слову парусия. Они настаивают на том, что это слово следует переводить как «присутствие», а не пришествие. Другими словами, 1914 год является не датой пришествия Христа, а началом Его незримого присутствия.
Мф. 24:37— Параллель здесь проводится не с периодом времени, но с состоянием человечества.
При этом Свидетели совершенно упускают из виду, что слово парусия означает «прибытие и последующее присутствие». Например, Фукидид использовал это слово для обозначения «царского визита».
Это же слово в НЗ часто подразумевает именно видимое, физическое присутствие или пришествие (1Кор. 16:17; Фил. 2:12).
1 Фесс. 4:15-16 — парусия относится не к воцарению Христа на небе, но к сошествию Христа с неба!
2 Фесс. 2:8 — парусия означает истребление антихриста
Помимо слова парусия, пришествие Христа в Писании описывается и другими словами, например
Эпифанейа — (явление), так греки обычно говорили о явлении своих богов в человеческом образе /2 Тим. 4:1/
Фанероо — (являться), глагол того же корня. /Кол. 3:4/
Эрхомай — обычное греч. слово, означающее «приходить» /Деян. 1:11; Мф. 24:30; 42; 44/
Все три слова употреблялись применительно к Первому Пришествию: эпифанейа (2 тим. 1:10); фанероо (1 Тим. 3:16); эрхомай (1 Тим. 1:15).
Некоторые из этих слов употреблялись применительно ко Христу, когда Он являл Себя ученикам после воскресения: эрхомай (Ин. 20:19) и фанероо (Ин. 21:1).
Поколение конца
Мф. 23:34 — На протяжении многих лет Свидетели Иеговы учили, что Армагеддон должен начаться при жизни поколения, видевшего 1914 г. Если вы немного посчитаете, то увидите, что сегодня остались буквально единицы таких людей. Этот факт в последние годы серьезно беспокоил СИ, и это нашло отражение в их материалах:
1968 г. — 15 лет (Awake!, 8 октября 1968 г., стр. 13)
1978 г. — Слово “поколение” неприменимо к младенцам (WT, 1 окт. 1978, стр. 31)
1980 г. — 10 лет (WT, 15 окт. 1980, стр. 31)
1984 г. — младенцы (WT, 15 мая 1984, стр. 5)
1985 г. — прежде, чем поколение 1914 г. полностью вымрет (WT, 1 мая 1985, стр. 4)
1988 г. — те, кто родился в том году или немногим раньше (Awake!, 8 апр. 1988, 14)
1989 г. — “Поколение” уже очень состарилось. Времени осталось очень мало (Reasoning from the Scriptures, стр. 239).
Однако, если вы посчитаете, сколько сейчас должно быть лет тем, кто родился в 1914 г., (85 лет), вы поймете, что таких долгожителей осталось очень мало. Для Свидетелей Иеговы это также было очевидно, поэтому 1 ноября 1995 г. в “Сторожевой Башне” было возвещено новое понимание слов “род сей”. Теперь они прилагаются к злым современникам Христа.
“Нам не нужно знать точного времени событий. Вместо того чтобы вычислять дату, мы должны сосредотачиваться на том, чтобы быть бдительными, развивать сильную веру и не переставать активно служить Иегове.” (WT 1/1