Учение о Троице

Свидетели Иеговы категорически отвергают учение о Троице, утверждая, что это учение возникло под влиянием языческих и восточных религий. Они верят, что есть только один Бог Отец, которого зовут Иегова; что Христос — это Архангел Михаил, первое и высшее творение Иеговы, который стал Сыном Божьим при крещении; что Дух Святой – это вообще не личность, но действующая сила Бога.

1Ин 5:7 (!)

Важно помнить, что Свидетели не имеют правильного представления о Троице. При этом слове они воображают себе мерзкого трехголового бога, изобретенного сатаной Дьяволом.

[Диаграмма]

А. Есть только один Бог

Свидетели однозначно верят в это, и это действительно учение Библии. Однако здесь следует иметь в виду, что у евреев было несколько отличное от нас представление о единстве.

Быт. 1:5 — yom echod (один день)

Быт. 2:24 — bosor echod (одна плоть)

Чис. 13:23-24 — eshkol echod (одна кисть)

Втор. 6:4 — YHWH echod (один Господь)

Интересно отметить, что у слова echod есть множественная форма — achadim.

При этом надо иметь в виду, что в еврейском языке есть и другое слово для обозначения единства — yachid. Это слово имеет значение «уникальный, единственный в своем роде» и употребляется, например, когда речь идет о единственном сыне Авраама, Исааке (Быт. 22:2; см. тж. Суд. 11:34; Пс. 21:21; 24:16; Прит. 4:3; Иер. 6:26; Амос 8:10; Зах. 12:10).

«Если бы Моисей учил тому, что Бог абсолютно единичен, вероятно, ему трудно было бы подыскать более подходящее выражение, чем яхид. Кстати, Маймонид подметил силу этого слова и употребил именно его в «Тринадцати Условиях Веры» вместо эхад. Однако, во Второзаконии 6:4 его просто нет» (Арнольд Фрухтенбаум).

Кстати, LXX четыре раза из одиннадцати перевели слово yachid как monogenes.

Особый интерес в этом плане представляет Зах. 14:9, где употреблены ОБА этих слова: «И Господь будет Царем над всей землею; в тот день будет Господь един (echod), и имя Его — едино (yachid).

С другой стороны, в Библии есть четыре места, когда Бог говорит о Себе во множественном числе:

Быт. 1:26; Быт. 3:22; Быт. 11:7; Ис. 6:8

Б. Отец есть Бог

С этим утверждением Свидетели также радостно согласятся. Библия явно и недвусмысленно называет Отца Богом.

В. Сын есть Бог

• Свидетели Иеговы считают Христа творением

Кол. 1:15 /prototokos — protoktistos/

Исав продал Иакову свое превородство (Быт. 25:30-34); Иеремия называет Ефрема первородным (31:9), хотя на самом деле первым сыном Иосифа был Манассия (Быт. 41:51-52)

Отк. 3:14 /arche/

Слово архе имеет целый ряд значений: начало, источник, основание, начальник. Например; в одном из документов, сообщающих о воцарении Нерона, император назван «источником /архе/ всего доброго».

Прит. 8:22

Для правильного истолкования этого стиха следует иметь в виду, что главы 1-9 являются неразрывным контекстом, в котором речь идет о мудрости.

Если мудрость здесь – Иисус, то кто такой разум (8:12)?

Слово «премудрость» — женского рода. Значит ли это, что Иисус — женщина, кричащая на улицах и площадях?

• Свидетели Иеговы считают Иисуса архангелом Михаилом

Всего в Библии имя Михаила упоминается пять раз:

—         Дан. 10:13 /Михаил — один из князей/

—         Дан. 10:21 /Михаил, князь ваш/

—         Дан. 12:1 /Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего/

—         Иуда 9 /спорит с дьяволом о теле Моисея/

—         Отк. 12:7 /Михаил и его ангелы сражаются с драконом/

Ни один из этих стихов не говорит, что Михаил Иисус Христос. Откуда же Свидетели выводят свое учение?

Божье Слово упоминает только одного архангела, и оно говорит об этом ангеле применительно к воскресшему Господу Иисусу: «Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1 Фессалоникийцам 4:16). В Иуды 9 ны находим, что имя этого архангела Михаил. (WT 15/04/1991)

На это следует возразить, что в Писании слово «архангел» встречается лишь два раза (Иуда 9, 1 Фесс. 4:16), а следовательно мы слишком мало знаем, чтобы делать какие-то выводы. Например, мы не можем сказать, что Михаил — единственный архангел. В Дан. 10:13, например, Михаил именуется «одним из князей».

С другой стороны, если «глас архангела» делает Иисуса Михаилом, то кем Его делает «труба Божия»? Богом?

Называет ли Библия Иисуса ангелом? Евр. 1:7,8 /Иисус выше ангелов/

Всегда ли слово «ангел» применяется к служебным духам? Иоанна Крестителя Библия называет ангелом (Мал. 3:1; Лк. 1:76) в смысле «вестника».

• Свидетели Иеговы считают, что “Сын Бога” не равен Богу

Ин. 5:18

В Мф. 13:41 говорится об «ангелах Сына», хотя во всей Библии речь идет лишь об «ангелах Божиих» (Лк. 15:10)

Дух Божий одновременно называется и Духом Христовым (Рим. 8:9; Фил. 1:19)

• Свидетели Иеговы считают, что Иисус менее Бога

Ин.10:30-33; Ин. 14:28 (мейзон, старше) — Евр. 1:4 (крейттон, лучше); Ин. 20:17

• Иисус называется Богом:

Ин. 20:28; Евр. 1:8 — Ин. 17:5 (сколько есть истинных богов?)

Правило Грэнвилла Шарпа говорит о том, что два сравнимых существительных, если они соединены предлогом каи, и если перед первым из них стоит определенный артикль, то оба существительных относятся к одной и той же личности. Это правило неприменимо, если одно из существительных — имя собственное, безличное или стоит во множ. числе.

Из примерно десяти христологических стихов, к которым в прошлом пытались применить это правило, оно однозначно применимо к двум:

—         Титу 2:13

—         2 Пет. 1:1

Свидетели готовы признать, что Иисус — «бог мощный» или «бог сильный», в том смысле, что Иисус обладал божественными качествами. Но они категорически отрицают, что Иисус — Бог Всемогущий.

Ис. 9:6

1)      Насколько силен Иисус Христос? (Евр. 1:3 — держит вселенную словом силы Своей; Мф. 28:18 — Ему дана вся власть на небе и на земле).

2)      Кого понимал под «Богом сильным» пророк Иеремия? (Иер. 32:18)

3)      Кого сам Исайя имел в виду под «Богом сильным»? (Ис. 10:20-21)

Таким образом, и для Исайи и для Иеремии разницы между «Богом сильным» и «Богом Всемогущим» не было никакой. И с этим удивительно согласуется тот факт, что Иисусу принадлежала вся власть на небе и на земле.

• Иисус делает дела Бога:

Иисус воскресил Свое тело: Рим. 10:9 — Ин. 2:18-22

Иисус прощал грехи (Лк. 5:20), хотя может делать только Бог (Лк. 5:21, 24).

Г. Дух Святой есть Личность

Свидетели верят, что «дух святой» — это действующая сила Иеговы Бога. Даже Быт. 1:1,2 в ПНМ они переделали как «и действующая сила Бога носилась над водами».

Свидетели Иеговы говорят, что Дух — не личность, потому что у Него нет личного имени. Но многие нечистые духи в Библии не называются по имени, однако от этого они не становятся менее личностями (Мф. 28:19-20).

Вообще говоря, все духи в Библии являются личностями — почему не Дух Святой?

Свидетели Иеговы указывают, что в Ин. 14-16 к Духу Святому применяется местоимение среднего рода, и это, якобы, делает его не-личностью. Но в греч. языке род имеет мало отношения к полу. Например, в Писании средний род употребляется по отношению к младенцам (Лк. 1:41, 44), детям (Мк. 5:39-41), девочкам (Мф. 9:24-25), нечистым духам (Мф. 12:24, 27, 28) и ангелам (Евр. 1:14).

Кроме того, в Ин. 16:13-14 к Духу применяется местоимение мужского рода «он» (екейнос).

Ин. 14:26 (учит); Рим. 8:27 (думает); 1Кор. 12:11 (хочет); Еф. 4:30 (можно оскорбить); Ин. 16:13-14

Д. Дух Святой есть Бог

Деян. 5:3-4

Ин. 14:16 (alos — не geteros)

Ж. Отец не есть Сын, Сын не есть Дух, Дух не есть Отец

Крещение Христа (Лк. 3:21-22)

Гефсиманский сад (Ин. 17)

Учение об имени Бога

Основываясь на Исх. 3:14 Свидетели Иеговы утверждают, что у Бога есть только одно личное имя — Иегова, а остальные имена — просто титулы. Иисус открыл Своим ученикам это имя (Ин. 17:6), и истинные христиане должны прославлять это имя.

Однако в древности у людей было несколько иное понимание имени, отсюда и фразы типа “во имя такого-то”, действовать “от имени кого-либо” и т.д. (Напр., Исх. 23:21)

Однако можно доказать, что (1) слово “Иегова” не всегда воспринималось как имя; (2) и что у Бога были другие имена:

— Быт. 16:13

Любимый многими христианами стих Пс. 109:1 на самом деле не помогает, поскольку там говорится: “Сказал YHWH Адони…” Однако есть по крайней мере один другой стих, который Свидетели таким образом объяснить не смогут:

— Зах. 3:1-2 (Господь=Иегова)

Далее, СИ считают, что христиане и иудеи намеренно удалили из Писания упоминание имени Иегова, заменив его словом “Господь”.

Английская традиция написания слова “Lord”

Одно и то же греческое слово “кюриос” переводится двумя разными словами

Ни в одной рукописи Нового Завета имени Иегова нет; однако Свидетели вставили его везде; где слово “Господь” употреблено применительно к Отцу.

Что говорит об имени Бога Писание?

1.      Нет ни одного манускрипта НЗ, где есть слово Иегова

2.      Какое имя проповедовал Иисус?

—     ни разу не употребил слово Иегова, называл Бога Отцом

3.      Какое имя проповедовали апостолы?

—         Деян. 4

—         Деян. 1:8

4.      Каким именем в НЗ творятся чудеса?

—         Мы собираемся во имя Христа (Мф. 18:20)

—         Демоны слушаются о Его имени (Лк. 10:17)

—         Покаяние и прощение проповедуется во имя Его (Лк. 24:47)

—         Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12)

—         Во имя Его следует просить у Бога (Ин. 14:13-14)

—         Бог посылает Духа во имя Его (Ин. 14:26)

—         Именем Его исцеляются больные (Деян. 3:6)

—         Христианин = «призывающий имя Христа» (2 Кор. 1:2)

—         Имя Христа выше всякого имени (Еф. 1:21; Фил. 2:9-10)

5.      Иисус унаследовал имя Иегова

—         Евр. 1:4

—         Рим. 10:1-13 (цит. из ВЗ, Иоиль 2:32 — Иегова)

6.      Имя Иегова — имя триединого Бога

—         Зах. 14:9

—         Мф. 28:19-20

Учение о спасении

А. Два класса христиан

СИ верят, что христиане делятся на два класса. Формирование первого, в основном, было закончено к 1935 году. Этот класс, класс “помазанников”, насчитывает 144 000 человек, “имеющих небесную надежду.” В этот класс входят христиане первого столетия, все Свидетели жившие до 1935 г. и немногие, кто вошел в этот класс с тех пор. Второй класс, “великое множество” — это люди, имеющие “земную надежду”, в это число входят все дохристианские верующие и большинство ныне живущих.

Между помазанниками и великим множеством есть принципиальное различие. Только помазанники:

• рождены свыше                                 • члены тела Христова

• дети Божьи                                         • семя Авраамово

• братья Христу                                     • царственное священство

• сонаследники Христу                                    • оправданы по вере

• участники Нового Завета                  • освящены

• могут принимать Вечерю                  • получат прославленные тела

• крещены в смерть Христа                 • будут жить на небесах

• крещены Святым Духом                    • будут править со Христом

• члены церкви                                     • увидят Бога и Христа

Из этого списка явствует, что подавляющее большинство благословений и обетований Нового Завета не имеет никакого отношения к абсолютному Большинству Свидетелей.

Отк. 7 и 14 — основополагающие стихи

Лк. 12:32 — Под малым стадом СИ понимают “помазанников”, которым Бог приготовил небесное царство. Однако это толкование нарушает контекст, потому что стихи с 22 по 34 представляют собой единый абзац, который начинается в 22-м стихе такими словами: “И сказал ученикам Своим…”

Ин. 10:16 — Под “другими овцами” СИ понимают великое множество не вошедших в 144 000. Однако Иисус говорил здесь о язычниках. Последняя фраза полностью расходится с представлением СИ о двухклассовой системе верующих.

Ин. 3:5 — Право на вход в небесное царство дает рождение от Бога. Однако 1Ин. 5:1 говорит, что все верующие рождены от Бога.

Евр. 11:13-16 — Ветхозаветные патриархи искали небесного царства.

2 Кор. 2:1, 11 — Илия без смерти взят на небеса.

Б. Спасение = вера + дела

Вера необходима для спасения в том смысле, что люди не смогут и не будут изменять свою жизнь по Божьей воле без веры. Однако веру нужно проявлять в делах, иначе она не спасает.

СИ верят в оправдание верой, но не считают это оправдание окончательным

“Великое множество” оправдывается как друзья Бога, они объявляются праведными на основании их веры. Однако эта вера защитывается лишь в комбинации с добрыми делами. Члены великого множества еще не объявлены праведными навсегда, т.е. еще не имеют права на вечную жизнь на земле — это право будет дано им лишь в конце Тысячелетия, если они будут верными.

“Помазанники” объявляются праведными как дети Бога. Они наделяются временным статусом безгрешных, и этот статус станет постоянным, лишь если они пребудут верными в земной жизни. Подобно прочим, 144 000 должны добрыми делами заработать себе право на небесное спасение. Усыновление этим людям также дано авансом — окончательное усыновление произойдет лишь поселе их воскресения к духовной жизни.

В список добрых дел входят четыре пункта:

• “Принятие знания” через изучение Библии

• Следование Божьим законам (т.е. правилам Сторожевой Башни)

• Принадлежность к видимой Божьей организации

• Участие в возвещении Царства