Свидетели Иеговы категорически отвергают учение о Троице, утверждая, что это учение возникло под влиянием языческих и восточных религий. Они верят, что есть только один Бог Отец, которого зовут Иегова; что Христос — это Архангел Михаил, первое и высшее творение Иеговы, который стал Сыном Божьим при крещении; что Дух Святой – это вообще не личность, но действующая сила Бога.
1Ин 5:7 (!)
Важно помнить, что Свидетели не имеют правильного представления о Троице. При этом слове они воображают себе мерзкого трехголового бога, изобретенного сатаной Дьяволом.
[Диаграмма]
А. Есть только один Бог
Свидетели однозначно верят в это, и это действительно учение Библии. Однако здесь следует иметь в виду, что у евреев было несколько отличное от нас представление о единстве.
Быт. 1:5 — yom echod (один день)
Быт. 2:24 — bosor echod (одна плоть)
Чис. 13:23-24 — eshkol echod (одна кисть)
Втор. 6:4 — YHWH echod (один Господь)
Интересно отметить, что у слова echod есть множественная форма — achadim.
При этом надо иметь в виду, что в еврейском языке есть и другое слово для обозначения единства — yachid. Это слово имеет значение «уникальный, единственный в своем роде» и употребляется, например, когда речь идет о единственном сыне Авраама, Исааке (Быт. 22:2; см. тж. Суд. 11:34; Пс. 21:21; 24:16; Прит. 4:3; Иер. 6:26; Амос 8:10; Зах. 12:10).
«Если бы Моисей учил тому, что Бог абсолютно единичен, вероятно, ему трудно было бы подыскать более подходящее выражение, чем яхид. Кстати, Маймонид подметил силу этого слова и употребил именно его в «Тринадцати Условиях Веры» вместо эхад. Однако, во Второзаконии 6:4 его просто нет» (Арнольд Фрухтенбаум).
Кстати, LXX четыре раза из одиннадцати перевели слово yachid как monogenes.
Особый интерес в этом плане представляет Зах. 14:9, где употреблены ОБА этих слова: «И Господь будет Царем над всей землею; в тот день будет Господь един (echod), и имя Его — едино (yachid).
С другой стороны, в Библии есть четыре места, когда Бог говорит о Себе во множественном числе:
Быт. 1:26; Быт. 3:22; Быт. 11:7; Ис. 6:8
Б. Отец есть Бог
С этим утверждением Свидетели также радостно согласятся. Библия явно и недвусмысленно называет Отца Богом.
В. Сын есть Бог
• Свидетели Иеговы считают Христа творением
Кол. 1:15 /prototokos — protoktistos/
Исав продал Иакову свое превородство (Быт. 25:30-34); Иеремия называет Ефрема первородным (31:9), хотя на самом деле первым сыном Иосифа был Манассия (Быт. 41:51-52)
Отк. 3:14 /arche/
Слово архе имеет целый ряд значений: начало, источник, основание, начальник. Например; в одном из документов, сообщающих о воцарении Нерона, император назван «источником /архе/ всего доброго».
Прит. 8:22
Для правильного истолкования этого стиха следует иметь в виду, что главы 1-9 являются неразрывным контекстом, в котором речь идет о мудрости.
Если мудрость здесь – Иисус, то кто такой разум (8:12)?
Слово «премудрость» — женского рода. Значит ли это, что Иисус — женщина, кричащая на улицах и площадях?
• Свидетели Иеговы считают Иисуса архангелом Михаилом
Всего в Библии имя Михаила упоминается пять раз:
— Дан. 10:13 /Михаил — один из князей/
— Дан. 10:21 /Михаил, князь ваш/
— Дан. 12:1 /Михаил, князь великий, стоящий за сынов народа твоего/
— Иуда 9 /спорит с дьяволом о теле Моисея/
— Отк. 12:7 /Михаил и его ангелы сражаются с драконом/
Ни один из этих стихов не говорит, что Михаил Иисус Христос. Откуда же Свидетели выводят свое учение?
Божье Слово упоминает только одного архангела, и оно говорит об этом ангеле применительно к воскресшему Господу Иисусу: «Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба…» (1 Фессалоникийцам 4:16). В Иуды 9 ны находим, что имя этого архангела Михаил. (WT 15/04/1991)
На это следует возразить, что в Писании слово «архангел» встречается лишь два раза (Иуда 9, 1 Фесс. 4:16), а следовательно мы слишком мало знаем, чтобы делать какие-то выводы. Например, мы не можем сказать, что Михаил — единственный архангел. В Дан. 10:13, например, Михаил именуется «одним из князей».
С другой стороны, если «глас архангела» делает Иисуса Михаилом, то кем Его делает «труба Божия»? Богом?
Называет ли Библия Иисуса ангелом? Евр. 1:7,8 /Иисус выше ангелов/
Всегда ли слово «ангел» применяется к служебным духам? Иоанна Крестителя Библия называет ангелом (Мал. 3:1; Лк. 1:76) в смысле «вестника».
• Свидетели Иеговы считают, что “Сын Бога” не равен Богу
Ин. 5:18
В Мф. 13:41 говорится об «ангелах Сына», хотя во всей Библии речь идет лишь об «ангелах Божиих» (Лк. 15:10)
Дух Божий одновременно называется и Духом Христовым (Рим. 8:9; Фил. 1:19)
• Свидетели Иеговы считают, что Иисус менее Бога
Ин.10:30-33; Ин. 14:28 (мейзон, старше) — Евр. 1:4 (крейттон, лучше); Ин. 20:17
• Иисус называется Богом:
Ин. 20:28; Евр. 1:8 — Ин. 17:5 (сколько есть истинных богов?)
Правило Грэнвилла Шарпа говорит о том, что два сравнимых существительных, если они соединены предлогом каи, и если перед первым из них стоит определенный артикль, то оба существительных относятся к одной и той же личности. Это правило неприменимо, если одно из существительных — имя собственное, безличное или стоит во множ. числе.
Из примерно десяти христологических стихов, к которым в прошлом пытались применить это правило, оно однозначно применимо к двум:
— Титу 2:13
— 2 Пет. 1:1
Свидетели готовы признать, что Иисус — «бог мощный» или «бог сильный», в том смысле, что Иисус обладал божественными качествами. Но они категорически отрицают, что Иисус — Бог Всемогущий.
Ис. 9:6
1) Насколько силен Иисус Христос? (Евр. 1:3 — держит вселенную словом силы Своей; Мф. 28:18 — Ему дана вся власть на небе и на земле).
2) Кого понимал под «Богом сильным» пророк Иеремия? (Иер. 32:18)
3) Кого сам Исайя имел в виду под «Богом сильным»? (Ис. 10:20-21)
Таким образом, и для Исайи и для Иеремии разницы между «Богом сильным» и «Богом Всемогущим» не было никакой. И с этим удивительно согласуется тот факт, что Иисусу принадлежала вся власть на небе и на земле.
• Иисус делает дела Бога:
Иисус воскресил Свое тело: Рим. 10:9 — Ин. 2:18-22
Иисус прощал грехи (Лк. 5:20), хотя может делать только Бог (Лк. 5:21, 24).
Г. Дух Святой есть Личность
Свидетели верят, что «дух святой» — это действующая сила Иеговы Бога. Даже Быт. 1:1,2 в ПНМ они переделали как «и действующая сила Бога носилась над водами».
Свидетели Иеговы говорят, что Дух — не личность, потому что у Него нет личного имени. Но многие нечистые духи в Библии не называются по имени, однако от этого они не становятся менее личностями (Мф. 28:19-20).
Вообще говоря, все духи в Библии являются личностями — почему не Дух Святой?
Свидетели Иеговы указывают, что в Ин. 14-16 к Духу Святому применяется местоимение среднего рода, и это, якобы, делает его не-личностью. Но в греч. языке род имеет мало отношения к полу. Например, в Писании средний род употребляется по отношению к младенцам (Лк. 1:41, 44), детям (Мк. 5:39-41), девочкам (Мф. 9:24-25), нечистым духам (Мф. 12:24, 27, 28) и ангелам (Евр. 1:14).
Кроме того, в Ин. 16:13-14 к Духу применяется местоимение мужского рода «он» (екейнос).
Ин. 14:26 (учит); Рим. 8:27 (думает); 1Кор. 12:11 (хочет); Еф. 4:30 (можно оскорбить); Ин. 16:13-14
Д. Дух Святой есть Бог
Деян. 5:3-4
Ин. 14:16 (alos — не geteros)
Ж. Отец не есть Сын, Сын не есть Дух, Дух не есть Отец
Крещение Христа (Лк. 3:21-22)
Гефсиманский сад (Ин. 17)
Учение об имени Бога
Основываясь на Исх. 3:14 Свидетели Иеговы утверждают, что у Бога есть только одно личное имя — Иегова, а остальные имена — просто титулы. Иисус открыл Своим ученикам это имя (Ин. 17:6), и истинные христиане должны прославлять это имя.
Однако в древности у людей было несколько иное понимание имени, отсюда и фразы типа “во имя такого-то”, действовать “от имени кого-либо” и т.д. (Напр., Исх. 23:21)
Однако можно доказать, что (1) слово “Иегова” не всегда воспринималось как имя; (2) и что у Бога были другие имена:
— Быт. 16:13
Любимый многими христианами стих Пс. 109:1 на самом деле не помогает, поскольку там говорится: “Сказал YHWH Адони…” Однако есть по крайней мере один другой стих, который Свидетели таким образом объяснить не смогут:
— Зах. 3:1-2 (Господь=Иегова)
Далее, СИ считают, что христиане и иудеи намеренно удалили из Писания упоминание имени Иегова, заменив его словом “Господь”.
• Английская традиция написания слова “Lord”
• Одно и то же греческое слово “кюриос” переводится двумя разными словами
Ни в одной рукописи Нового Завета имени Иегова нет; однако Свидетели вставили его везде; где слово “Господь” употреблено применительно к Отцу.
• Что говорит об имени Бога Писание?
1. Нет ни одного манускрипта НЗ, где есть слово Иегова
2. Какое имя проповедовал Иисус?
— ни разу не употребил слово Иегова, называл Бога Отцом
3. Какое имя проповедовали апостолы?
— Деян. 4
— Деян. 1:8
4. Каким именем в НЗ творятся чудеса?
— Мы собираемся во имя Христа (Мф. 18:20)
— Демоны слушаются о Его имени (Лк. 10:17)
— Покаяние и прощение проповедуется во имя Его (Лк. 24:47)
— Верующим во имя Его дал власть быть чадами Божиими (Ин. 1:12)
— Во имя Его следует просить у Бога (Ин. 14:13-14)
— Бог посылает Духа во имя Его (Ин. 14:26)
— Именем Его исцеляются больные (Деян. 3:6)
— Христианин = «призывающий имя Христа» (2 Кор. 1:2)
— Имя Христа выше всякого имени (Еф. 1:21; Фил. 2:9-10)
5. Иисус унаследовал имя Иегова
— Евр. 1:4
— Рим. 10:1-13 (цит. из ВЗ, Иоиль 2:32 — Иегова)
6. Имя Иегова — имя триединого Бога
— Зах. 14:9
— Мф. 28:19-20
Учение о спасении
А. Два класса христиан
СИ верят, что христиане делятся на два класса. Формирование первого, в основном, было закончено к 1935 году. Этот класс, класс “помазанников”, насчитывает 144 000 человек, “имеющих небесную надежду.” В этот класс входят христиане первого столетия, все Свидетели жившие до 1935 г. и немногие, кто вошел в этот класс с тех пор. Второй класс, “великое множество” — это люди, имеющие “земную надежду”, в это число входят все дохристианские верующие и большинство ныне живущих.
Между помазанниками и великим множеством есть принципиальное различие. Только помазанники:
• рождены свыше • члены тела Христова
• дети Божьи • семя Авраамово
• братья Христу • царственное священство
• сонаследники Христу • оправданы по вере
• участники Нового Завета • освящены
• могут принимать Вечерю • получат прославленные тела
• крещены в смерть Христа • будут жить на небесах
• крещены Святым Духом • будут править со Христом
• члены церкви • увидят Бога и Христа
Из этого списка явствует, что подавляющее большинство благословений и обетований Нового Завета не имеет никакого отношения к абсолютному Большинству Свидетелей.
Отк. 7 и 14 — основополагающие стихи
Лк. 12:32 — Под малым стадом СИ понимают “помазанников”, которым Бог приготовил небесное царство. Однако это толкование нарушает контекст, потому что стихи с 22 по 34 представляют собой единый абзац, который начинается в 22-м стихе такими словами: “И сказал ученикам Своим…”
Ин. 10:16 — Под “другими овцами” СИ понимают великое множество не вошедших в 144 000. Однако Иисус говорил здесь о язычниках. Последняя фраза полностью расходится с представлением СИ о двухклассовой системе верующих.
Ин. 3:5 — Право на вход в небесное царство дает рождение от Бога. Однако 1Ин. 5:1 говорит, что все верующие рождены от Бога.
Евр. 11:13-16 — Ветхозаветные патриархи искали небесного царства.
2 Кор. 2:1, 11 — Илия без смерти взят на небеса.
Б. Спасение = вера + дела
Вера необходима для спасения в том смысле, что люди не смогут и не будут изменять свою жизнь по Божьей воле без веры. Однако веру нужно проявлять в делах, иначе она не спасает.
СИ верят в оправдание верой, но не считают это оправдание окончательным
“Великое множество” оправдывается как друзья Бога, они объявляются праведными на основании их веры. Однако эта вера защитывается лишь в комбинации с добрыми делами. Члены великого множества еще не объявлены праведными навсегда, т.е. еще не имеют права на вечную жизнь на земле — это право будет дано им лишь в конце Тысячелетия, если они будут верными.
“Помазанники” объявляются праведными как дети Бога. Они наделяются временным статусом безгрешных, и этот статус станет постоянным, лишь если они пребудут верными в земной жизни. Подобно прочим, 144 000 должны добрыми делами заработать себе право на небесное спасение. Усыновление этим людям также дано авансом — окончательное усыновление произойдет лишь поселе их воскресения к духовной жизни.
В список добрых дел входят четыре пункта:
• “Принятие знания” через изучение Библии
• Следование Божьим законам (т.е. правилам Сторожевой Башни)
• Принадлежность к видимой Божьей организации
• Участие в возвещении Царства