Адвентисты

адвентистыСледуя хронологии, предложенной архиепископом Ашшером и принимая 2300 дней в Книге Даниила за 2300 лет, многие верующие из различных конфессий пришли к выводу, что Христос вернется на землю в 1843 г. Одним из этих людей был баптистский проповедник Уильям Миллер. Широкое движение ожидания второго пришествия, которое пронеслось по Америке в 1840-х гг. во многом было следствием деятельности Миллера, который в 1818 году проповедовал, что Христос вернется через 25 лет.

Точной и окончательной даты этого события не было названо, но крайним сроком Миллер считал 21 марта 1844 г. Когда Христос не вернулся, Миллер на одном дыхании выразил поддержку т.н. «Движению седьмого месяца», которое считало крайним сроком 22 октября. Однако и эта дата оказалось ложной. Движение последователей Миллера развалилось, и на его руинах возникли новые мелкие группы адвентистов.

Следует сказать, что сам Миллер никогда не был адвентистом (как не был и Свидетелем Иеговы) — более того, он резко выступал против новых групп, пытавшихся оправдать его ошибочные взгляды, и сам признавал, что его движение ни в каком смысле не было исполнением пророчества.

Возникновение адвентистов

Вслед за «Великим Разочарованием» 22 октября 1844 г. адвентистское движение раскололось на мелкие группы. Для нас важны три из них:

1) Порт-Гибсон, Нью-Йорк. 23 октября 1844 г. — на следующий день — два друга-адвентиста, Хайрам Эдсон и О.Р.Л.Крусиер, возвращались домой кукурузными полями. Внезапно Эдсон погрузился в размышления, которые перешли в горячую молитву. И в этот момент Эдсон понял причину неудачи адвентистского движения. Оказывается, Миллер ошибся, полагая, что Христос должен придти на землю — 22 октября Он должен был войти в Небесное Святилище.

2) Фэйрхэвен, Массачусетс. В 1846 году отставной морской капеллан Джозеф Бэйтс издал на свои деньги 48-страничную книгу, в которой настаивал на божественном происхождении субботы. В 1849 г. он еще более развил свои взгляды на основании толкования 14-й главы откровения.

3) Портланд, Мэн. Третья группа оказалась под руководством мисс Елены Дж. Хармон (впоследствии миссис Елена Уайт), которую считали наследницей «пророческого духа». Миссис Уайт получила несколько видений, подтвердивших правильность адвентистских взглядов.

Из слияния перечисленных выше групп и родилось движение Адвентистов Седьмого Дня. В 1855 году центр движения переместился в Бэттл-Крик, Мичиган, а в 1860 г. там прошла конференция, на которой было принято название «АСД».

Современное состояние адвентистов

В 1970-х годах в движении АСД произошел раскол. Фактически, движение разделилось на евангелическое крыло и консервативное крыло. Консервативное крыло придерживается учений, изложенных в работах Елены Уайт, которые исторически вызывали негативное отношение со стороны христиан. Евангелическое крыло рассматривает эти учения в свете Библии, и предлагаемые ими толкования вполне позволяют считать их христианской группой. К сожалению, официальная деноминация адвентистов придерживается консервативных взглядов, что до сих пор является причиной разногласий между адвентистами и исторической христианской Церковью. В прошлом году АСД насчитывали 11 млн. человек в 230 странах.

Адвентисты уделяют огромное внимание образованию. Им принадлежит Университет Лома-Линда, медицинский центр которого играет ведущую роль в поисках методов лечения рака.

Источники авторитета у адвентистов

«Одним из даров Святого Духа является пророчество. Этот дар — отличительный признак церкви остатка, и он был явлен в служении Елены Дж. Уайт. В силу того, что она была вестником Божьим, ее писания являются постоянным и авторитетным источником истины, дающим церкви утешение, руководство, наставление и исправление. В них также ясно говорится, что Библия — это эталон, относительно которого следует проверять всякое учение и опыт» (Fundamental Beliefs of Seventh-day Adventists, 17).

«Подчеркивается роль Писаний как нашего единственного правила веры и жизни. Это, однако, не упраздняет важность видений Елены Уайт и не делает ее менее богодухновенной, нежели библейские писатели» (Ministry, 1980-10-54).

Странные и не библейские взгляды адвентистки Елены Уайт

1) Приобретенные физические изменения становятся генетическими (маленькая грудь у женщин — следствие того, что их предки туго стягивали грудь)

2) Из-за стягивания груди легкие могут выходить и грудной клетки в шею

3) Не следует носить шапку — голова должна быть в холоде. Повышенная циркуляция крови возбуждает «животные» части нашего мозга, что вызывает нравственное безрассудство.

4) В некоторых расах людей заметны следы сексуальной связи с животными

5) Вулканы и землетрясения происходят из-за горения нефти и угля под землей

6) Сатана прельстил не только Еву, но и Адама (1Тим. 2:14)

7) «Евангелие здоровья»

8) Бог запечатлел верующих с помощью субботы (Еф. 4:30)

9) Молиться стоя нельзя /основано на видении/

10) Нельзя есть мясо (1Тим. 4:1-3), потому что это ведет к осуждению верующих (Рим. 8:1)

11) Если мы едим масло, мясо, яйца, это мешает нашим молитвам

12) Плагиат

Небесное святилище у адвентистов

Библия действительно говорит, что Иисус — служитель небесной скинии (Евр. 8:1-2). Но адвентисты считают, что Его служение состоит в уничтожении наших грехов, потому что кровь Христа только избавила нас от осуждения закона, но не омыла наши грехи.

Это учение вообще было изобретено для оправдания ошибки Миллера. Поэтому трудно ожидать, что ему есть подтверждение в Библии. Адвентисты говорят, что Христос впервые вошел в святилище в 1844 г., но в Евр. 6:19-20; 9:8, 12, 24; 10:19-20 об этом говорится как об уже совершившемся событии. Для того, чтобы оправдать свои учения, Уайт даже заявила, что завеса отделяла внешний двор от Святого, а не Святое от Святого Святых.

Учение об очищении наших грехов зиждется на Дан. 8:14, который Елена Уайт называла «основанием и столпом» адвентистской веры» («Великая борьба», стр. 296). Следует отметить, что, согласно учению адвентистов, никто иной, как Христос переносил исповеданные грехи праведников в святилище, чтобы 22 октября 1844 года начать его очищение. Однако в Дан. 8:14 осквернение святилища совершается «небольшим рогом», таким образом адвентисты, фактически, приравнивают Христа к «небольшому рогу» .

Судебное Следствие

Войдя в Небесное Святилище, Иисус начал вторую стадию Своего служения — Он ведет судебное следствие, рассматривая жизни верующих, начиная с уже умерших и заканчивая ныне живущими. Всякий неисповеданный грех будет обращен против грешника, и многие будут вычеркнуты из книги жизни. Ин. 5:24.

Адвентисты учат, что все прощенные Богом грехи не забываются, а записываются в небесных книгах, пока человек не пройдет «следственный суд». Ис. 43:25; Евр. 8:12.

Незавершенное искупление

Этот аспект был ахиллесовой пятой АСД с первых лет его существования. Елена Уайт и другие адвентисты снова и снова повторяли, что, войдя в святилище, Иисус теперь стоит перед Отцом, принося Свою кровь в оправдание грешников, завершая дело искупления. Ин. 19:30; Евр. 10:14; Евр. 12:2.

Козел отпущения

Адвентисты учат, что только Христос спасает нас от грехов, однако эти грехи будут окончательно уничтожены только тогда, когда Он возложит их на сатану, как на козла отпущения (Лев. 16). К сожалению, в связи с разногласиями в среде самих адвентистов, сложно сказать, насколько это учение противоречит христианскому пониманию искупления.

Сон души и уничтожение нечестивых у адвентистов

Адвентисты верят, что душа — это человек в целом, а следовательно душа без тела существовать не может. Таким образом, человек пребывает в могиле до дня воскресения. Мф. 10:28; Откр. 6:9 АСД не верят в вечные мучения нечестивых (см. Гомес)

Закон у адвентистов

«Те, кто проповедует это учение (благодать) сегодня, много говорят вере и праведности Христа; но они извращают истину и заставляют ее быть причиной заблуждения. Они заявляют, что мы должны лишь поверить в Иисуса Христа и в то, что Его смерть вседостаточна; что праведность Христова должна быть верительной грамотой грешника; что эта вмененная праведность исполняет для нас Закон, и что мы не должны слушаться Закона Божьего. Подобные люди говорят, что Христос пришел спасти грешников, и что Он спас их» (Ellen G. White, Bible Echo, 1897-02-08). Еф. 2:15.

Суббота у адвентистов

Подтверждение этому учению Уайт получила в видении. Интересно, что 9 из 10 заповедей повторяются в Новом Завете. Единственная отсутствующая  — 4-я, о субботе.

1) День Господень — Адвентисты утверждают, что день Господень — суббота. Против такого понимания свидетельствуют: , Игнатий (110) , Послание Варнавы (120), Иустин (140), Ириней (178), Киприан (200-258), Евсевий (315).

2) Библейские свидетельства — Кол. 2:13-17; Гал. 4:9-11; Рим. 13:8-10

3) Суть заповеди о субботе — Исх. 20:9-10 Но при этом надо помнить Рим. 14

Лжепророчества адвентистов

В Библии есть два критерия, по которым можно распознать лжепророка: (1) Втор. 13: он призывает людей идти за ложными богами, даже если его пророчества сбываются; (2) Втор. 18: его пророчества попросту не сбываются. Сколько несбывшихся пророчеств нужно, чтобы человека можно было назвать лжепророком? Достаточно одного — предсказания истинных пророков сбываются в 100% случаев.

Иногда люди настаивают на третьем условии: этот человек должен называть себя пророком. Следуя этому забавному предрассудку, и мормоны и Свидетели Иеговы отрицают, что их прежние руководители были лжепророками, поскольку те, якобы, никогда себя так не называли. Однако Библия говорит, что лжепророку достаточно говорить от имени Бога. Ведь истинный смысл слова «пророк» — это не предсказатель будущего, а «тот, кто говорит от имени Бога».

Адвентисты нередко возражают против применения упомянутых выше принципов для проверки того, кто именует себя пророком. Они указывают на Иону, который предсказал разрушение Ниневии, однако же Ниневия разрушена так и не была. Но мы должны иметь в виду, что пророчества Божии о странах и народах всегда были условными. Иер. 18:7-8. Даже сам Иона говорит, что он потому и убежал в Фарсис, что ЗНАЛ: Бог милосерден и сожалеет о бедствии (Иона 4:2).

Елена Уайт называла лжепророками многих людей: одни предсказывали то, что не произошло; другие совершали поступки, которые она считала неэтичными; третьи критиковали ее саму. Некоторые из них никогда пророками себя не называли.

Сама Елена Уайт никогда прямо не называла себя пророком. «В ранней юности меня несколько раз спрашивали: ты пророк? Я всегда отвечала: Я вестник Божий. Я знаю, что многие называют меня пророком, но я никогда не претендовала на этот титул» (Selected Messages Book 1, p. 32). Далее, однако, она поясняла: «Почему я не называла себя пророком? — Потому что в эти дни многие, кто смело утверждает, что он — пророк, позорят имя Христа; и потому, что моя работа включает в себя гораздо больше, нежели то, что означает слово «пророк» (Ibid.).

Лжепророчества Елены Уайт:

  • «В мае 1856 года в Бэттл-Крик проходила конференция… На этой конференции мне было дано очень важное видение. Я увидела, что некоторые из присутствовавших станут пищей для червей, некоторые подвергнутся семи язвам, а некоторые будут вознесены на небеса при втором пришествии Христа, не увидев смерти» (Spiritual Gifts, vol. 2, p. 292). Со времени этого пророчества прошло 144 года, и все участники конференции уже давно мертвы. Второе пришествие так и не состоялось.
  • «Затем мне было указано на некоторых, находившихся в великом заблуждении, веря что они должны отправиться в Старый Иерусалим… Я также увидела, что Старый Иерусалим никогда не будет отстроен» (Early Writings of Ellen G. White, p. 75).

Можно ли считать адвентистов нехристианским культом?

Исторически, исследователи расходились во взглядах на этот вопрос. Скажем, д-р Энтони Хоукема однозначно считал их культом, в то время как Уолтер Мартин считал эту позицию необоснованной и ссылался на изменения, происходящие в движении. Однако и та и другая точка зрения были сформулированы еще до раскола 70-х годов, когда евангелические взгляды, как казалось, преобладали в богословии адвентистов.

При этом не следует забывать и о том, что основное богословие адвентистов всегда было в достаточной мере ортодоксальным.

В теперешней ситуации наиболее честно будет признать, что движение адвентистов очень неоднородно и в нем уживаются как ортодоксальные взгляды , так и еретические заблуждения. Чем больше тот или иной адвентист стоит к консервативному крылу, тем больше в нем вторых и меньше первых — и наоборот.