Значение результатов

Результаты принятых для решения проблем организационных мер в обоих случаях (Исх. 18 и Деян. 6) ясно изложены в Слове Божьем. Ясно, что проблемы были решены, по крайней мере, на какое-то время (организационные меры вообще не могут иметь постоянного характера). Как Моисей, так и апостолы снова получили возможность исполнять свои главные обязанности.

Нужды людей были удовлетворены, и люди остались довольны. Личные, физические и психологические, нужды Моисея нашли свое решение, и в результате избрания семи дьяконов в Деяниях «…Слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян. 6:7).

ВОССТАНОВЛЕНИЕ СТЕН

Книга Неемии

Проблема
1:2-3 Неемия, виночерпий у царя персидского, получил сообщение, что остающиеся в Иудее евреи находятся в великом бедствии, поскольку стены иерусалимские были разрушены и сожжены.
1:4 Услышав об этом, Неемия заплакал и был опечален.
РЕШЕНИЕ
1:4-11 Неемия начал поститься и молиться.
2:1-2 Он не побоялся открыть свою печаль царю.
2:3 Он рассказал царю о причине своей печали.
2:4 Царь спросил Неемию: «Чего же ты желаешь?»
2:4 Неемия попросил Бога направить его в решении этой проблемы.
2:5 Он попросил царя отпустить его в Иудею для восстановления иерусалимских стен.
2:6 Царь согласился.
2:7-8 Неемия попросил царя дать ему соответствующие рекомендательные письма для свободного передвижения, а  также для получения необходимых бревен для восстановления иерусалимских стен.
2:12-16 Прибыв в Иерусалим, Неемия тайно, в течение трех ночей, осматривал и составлял стратегию восстановления стен.
2:17-20, 3:1-32 Неемия рассказывает о своих планах уцелевшим иудеям и просит их помочь восстановить иерусалимские стены.
4:1-13 Когда враги израильтян попытались помешать работам, люди предприняли две вещи: они начали молиться и выставили круглосуточную стражу.
4:14 Когда люди начали терять надежду, Неемия сказал им, (1) чтобы они не боялись, (2) чтобы они помнили Господа и Его могущество и (3) сражались за свои семьи.
4:15 Как только услышав об этом, враги поняли, что их замыслы оказались тщетными, и народ смог приняться за работу.
4:16-23 Неемия разработал новый план работ, включающий как строительство стены, так и оборонительные мероприятия на случай военных действий.
6:15 Они закончили строительство стен за 52 дня.
НЕМЕДЛЕННЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
12:27-29, 31-42

12:30

12:43

6:16

Люди начали петь и прославлять Бога.

Народ очистил себя и город.

Они принесли жертвоприношения Богу.

Когда враги Израиля увидели, что произошло невозможное, и услышали о радости израильтян, то «они очень упали в глазах своих». Они также поняли, «что это дело сделано Богом».

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Разрушенные иерусалимские стены представляют сущность этой проблемы. Такое положение унижало и огорчало иудейский народ. Иудеи подвергались оскорблениям и насилиям. Многие из них вообще боялись жить в городе. Они жили хоть и на своей земле, но в рассеянии и страхе. Они чувствовали себя в постоянной опасности, находясь в окружении врагов.

Очевидно, многие из них не имели общения с Богом. Они не поклонялись Богу и не исполняли Божественных законов. Некоторые же из иудеев угнетали своих собратьев (Неем. 5). Они не платили десятину и не сохраняли дистанции от язычников и их идолов.

ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Подход Неемии к решению этой проблемы является прекрасным примером проявления необходимых организационных и администраторских способностей, как на человеческом, так и на Божественном уровнях. Проявление человеческой способности и силы Божьей настолько тесно переплетены, что их трудно разделить, но и то, и другое реально присутствует.

Во-первых, Неемия просит мудрости и помощи у Бога (1:4-11).

Услышав печальное сообщение о положении своего народа, Неемия прежде всего обратился с молитвой и постом к Богу. Он прославляет величие Бога, исповедует грехи (включая и свои собственные), напоминает Богу об Его обещании собрать снова сынов Израилевых, когда народ покается, и, наконец, просит Господа расположить к нему сердце царя, которому он служил.

Во-вторых, Неемия наводит мосты, ведущие к царю (2:1-10).

Он уже заранее заложил основание для таких мостов. Он был хорошим слугой. Его печаль редко контрастировала с его обычно счастливым видом. Но Неемия не побоялся показать царю свои истинные чувства, что свидетельствует о его близости к царю и доверии к Богу.

На молитву Неемии пришел ответ. Царь спросил о причине его печали. Но даже и в этот момент Неемия полагался на Бога. Сделав то, что ему было посильно (показав свою опечаленность), он снова обратился к Богу и попросил дать ему нужную мудрость для ответа на вопрос царя. Наконец-то ему представилась возможность, которую он так надеялся получить. То, что он ответит теперь царю, и как он это скажет, будет иметь решающее значение!

Бог ответил, как только Неемия помолился. Ответ Неемии был кратким, но содержательным. Он попросил царя послать его восстановить иерусалимские стены.

Получив согласие царя, Неемия сделал еще один смелый шаг! Он попросил царя написать официальные письма, чтобы его беспрепятственно пропускали на границах различных областей. Более того, он попросил позволение рубить царский лес, чтобы получить необходимый строительный материал.

Царь согласился! И таким образом Неемия построил мосты не только на подступах к царю, но и на пути к Иерусалиму и к своему народу. К удивлению врагов-иудеев он прибыл в Иерусалим с солдатами и всадниками, данными ему царем.

В-третьих, Неемия тайно оценил реальное положение в Иерусалиме и разработал стратегический план (2:11-16; 3:1-32).

На протяжении трех ночей он тайно, но тщательно исследовал стены и оценил, насколько они разрушены. Читая между строчками, можно увидеть в этом особую администраторскую мудрость. Неемия сознавал, что он должен лично собрать все необходимые факты, прежде чем призывать народ восстанавливать иерусалимские стены. И более того, даже открыть цель своего приезда до того, как уже будет выработан четкий стратегический план, было бы очень опасно. Ясно, что в таком случае он мог бы не заручиться необходимой поддержкой людей. А, кроме того несвоевременное раскрытие планов сделало бы их известными врагам, которые еще больше бы начали насмехаться над иудеями.

Конечно же, иудеи и так уже были деморализованы. Величайшая задача Неемии заключалась в моральном укреплении, состояния и убеждении иудеев в осуществимости восстановительных работ. А поэтому он и разработал уникальную стратегию. Священники должны были заняться ремонтом Овечьих ворот. Некоторые ученые утверждают, что эти ворота были расположены ближе всего к храму и что именно через них гнали овец для жертвоприношения. Иерихонцы должны были восстановить часть стены, расположенной напротив их города. А если утверждения археологов верны, то ювелиры ремонтировали часть стены, расположенной ближе всего к их мастерским.

В любом случае ясно, что Неемия разработал свой план тщательно и мудро. Слова «около него» (или «них») или «после него» (или «них»), повторяющиеся более двадцати пяти раз, указывают на хорошую организацию работ. Каждый человек (включая и некоторых женщин) и каждая группа знали, что они должны делать.

В-четвертых, Неемия открыл готовый план народу и стал их воодушевлять на дело пользуясь как человеческими, так и Божественными аргументами (2:17-20).

Прежде всего, он указал на их бедственное состояние и на переживаемый ими позор из-за того, что иерусалимские стены разрушены, а также на то, что Иерусалим находится в запустении, Затем он рассказал, как Бог расположил сердце царя, и он поддержал его намерение восстановить иерусалимские стены.

Народ отозвался положительно: «Будем строить!» И они начали строить. Когда враги иудеев услышали об этом и увидели иудеев, восстанавливающих иерусалимские стены, они забеспокоились и начали насмехаться над строителями. Однако иудеи к этому были готовы. Они хорошо знали свою цель и имели хорошо разработанную стратегию для достижения этой цели! И они не уступили замыслу врагов деморализовать их.

Обратите внимание на местоимение «мы» в ответе Неемии на насмешки врагов; он говорит: «…мы, рабы Его, станем строить …» (2:20) — и этим отождествляет себя со всем народом. Он считает себя частью всего народа иудейского и видит свое место на самом трудном участке работы, на передовой линии борьбы с врагами (5:16). Это динамичный стиль руководства. И это является причиной уверенности людей, что работа будет успешно закончена, несмотря на то, какой бы невыполнимой они не была. Влияние личного примера, подаваемого Неемией, превзошло все ожидания. Его жизнь настолько сильно отличалась от жизни других «лидеров», что он завоевал небывалую лояльность среди народа.

В-пятых, Неемия тщательно наблюдал, как ведутся ремонтные работы, и быстро решал все проблемы, как только они возникали (4:1-12; 6:15).

Заложить правильное основание — это только часть организационно — административного процесса в любом деле. Хотя люди и горели желанием «делать дело», они постоянно встречались с насмешками и враждебностью. Но работа продвигалась вперед, и когда всем стало понятно, что стена будет восстановлена, враги решили напасть на строящих, чтобы силой заставить их прекратить работу. Неемия подготовился и к этому и поставил своих людей на сторожевые позиции у стен. Причем оборонительные позиции они занимали поплеменно (4:13). Это было очень разумное решение, вызванное необходимостью. В таком случае гарантировалось самое сильное сопротивление врагу. Если бы семьи обороняющихся племен находились где-то далеко, то у тех, кто стоял на оборонительных линиях, всегда бы появлялось искушение бросить все и убежать к своим семьям. Теперь же они сражались прежде всего за свои семьи!

А ведь именно к этому Неемия призывал народ в самом начале: когда увидел их страх, он сказал им: (1) «Не бойтесь их»; (2) «Помните Господа великого и страшного» и (3) «Сражайтесь за братьев своих, за сыновей своих и за дочерей своих, за жен своих и за домы свои» (4:14).

К счастью, битва так и не состоялась. Враги, очевидно, не ожидали, что иудеи будут готовы вступить в сражение и отступили (4:15). Все иудеи снова смогли приняться за свою работу.

Неемия же разработал новый стратегический план. Теперь один человек должен был работать, а один стоять на страже, некоторые из иудеев одной рукой работали, а в другой держали меч, но даже и те, кто работал обоими руками, держали меч при себе. В случае внезапного нападения трубач быстро бы созвал всех могущих воевать. Никто из работающих не должен был уходить на ночь из города за исключением тех, кто стоял на страже; На заключительной стадии работ ни Неемиия, ни его братья, ни его слуги, ни стражи, сопровождавшие его, не снимали с себя ни одежды, ни оружия даже в тех случаях, когда останавливались, чтобы напиться воды (4:23). И они сделали то, что казалось невозможным: стены были восстановлены за 52 дня!

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Организаторские и администраторские способности Неемии проявлялись на всех этапах строительных работ. Это была очень обширная программа, и на каждом ее этапе перед Неемией стояли конкретные и важные цели. Он завоевал расположение царя, воодушевил иудейский народ на восстановление разрушенных иерусалимских стен, организовал оборону перед лицом возможного нападения врагов и, в конце концов, восстановил иерусалимские стены. И при всех этих трудностях и проблемах Неемия, столкнулся с социальными и финансовыми проблемами (5:1-19). К тому же на его жизнь покушались Санаваллат и Гешем(6:1-14).

Однако достойным вознаграждением Неемии оказались окончательные результаты, достигнутые им и иудейским народом. Неемия должен был быть просто поражен той хвалой и славой, которая была воздана Богу, да и сам он от всего сердца благодарил Бога за все, что было сделано.

Представьте себе его состояние, когда он слушал пение людей, прославляющих Бога при освящении иерусалимских стен (12:27-29; 31:42). Два огромных хора, стоящих на стенах и воспевающих Господа, должны были произвести сильнейшее впечатление на врагов иудеев. А сила голосов поющих была такой, что «веселие Иерусалима далеко было слышно» (12:43), и это так ошеломило врагов, что «они очень упали в глазах своих» (6:16). Неемия тут же отмечает, что они «познали, что это дело сделано Богом нашим».

Были и другие результаты. Иудеи получили возможность разработать оборонительную систему, давшую им безопасность от своих врагов (4:17). Были проведены некоторые социальные реформы, которые помогли установить порядок в иудейском обществе (11:1-2). Но еще более важными оказались религиозные реформы. Люди снова начали собираться вместе, чтобы слушать чтение Закона Божьего (8:1-18). Однако самым важным результатом было то, что Неемия увидел народ объединенным в одном порыве — они исповедовали свои грехи, поклонялись Богу Небесному и заключили соглашение с Ним.

ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР

Деян. 15:1-35

ПРОБЛЕМА
15:1

15:2

Некоторые лжеучители начали проповедовать в Антиохии ложные доктрины: «Вы должны обрезаться, чтобы спастись».

Павел и Варнава открыто выступили против этого учения, но разрешить эту проблему не смогли.

РЕШЕНИЕ
15:2-3

15:4

15:6

15:7-11

15:12

Антиохийская церковь решает обратиться за разъяснением этого вопроса к пресвитерам и апостолам в Иерусалиме.

Прибывшие в Иерусалим из Антиохии рассказали о язычниках, поверивших в Иисуса Христа, приняв на веру Слово Божье.

Апостолы и пресвитеры решили собраться на закрытое заседание, чтобы обсудить этот вопрос.

Апостол Петр напомнил собравшимся, что Бог сделал в доме Корнилия.

Павел и Варнава выступили в качестве свидетелей и рассказали, «какие знамения и чудеса сотворил Бог чрез них среди язычников».

15:13-18

15:19-21

15:22

15:22-30 15:22

15:30,32

Иаков сослался на Ветхий Завет и указал, что пророки предсказали, что язычники обратятся к Богу

Иаков предложил решение этой проблемы.

Апостолы, пресвитеры и вся церковь согласилась с предложением.

Они написали письмо, содержащее решение.

Собравшиеся избрали Иуду и Силу доставить написанное ими послание, в Антиохию.

Иуда и Сила доставили это послание и «обильным словом преподали наставление».

РЕЗУЛЬТАТЫ
15:31

15:33 15:35 16:4-5

Верующие в Антиохии возрадовались, услышав содержание письма.

Иуда и Сила были отпущены в Иерусалим с миром

Дело Божье продолжало свободно распространяться

Павел, Сила и Тимофей ознакомили многие новые церкви с содержанием принятого в Иерусалиме решения.

СУЩНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Здесь возникла проблема(, затронувшая все вновь образованные церкви. Антиохия была особенно известным центром христианской активности и, конечно же, потребовалось не много времени, чтобы весть о возникших там разногласиях достигла многих новообразованных церквей по всему новозаветному миру. Это приводило к недопониманиям, спорам и даже расколам.

Речь шла не о чем-то маловажном! Павел и Варнава восстали против учения, принесенного некоторыми проповедниками из Иерусалима, места рождения христианства. Решающим был и вопрос, вызвавший разногласие: «получается ли спасение только по вере или же нужны для этого и дела?» Верным может быть только что-то одно. От приятного решения зависело, будет ли церковь и далее оставаться единой.

ПОДХОД К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ

Потребовалось немного времени, чтобы лидеры антиохийской церкви поняли, насколько эта проблема важна. Они отреагировали очень быстро и мудро. Они сразу же приступили к делу. Собравшись вместе, они пришли к выводу, что не в силах решить эту проблему самостоятельно. Им нужна была помощь. И они пришли к самому мудрому решению: обратиться за помощью туда, откуда эта проблема пришла. Они избрали братьев и отправили их вместе с Павлом и Варнавой в Иерусалим.

Обратите внимание на их тактику, когда они прибыли в Иерусалим. Они не стали никого лично обвинять! Они не стали обвинять и всю иерусалимскую церковь! Они просто рассказали, что Бог делал среди язычников. И именно такой некритический и объективный подход задал тон всей дальнейшей работе совещания.

Тем не менее, тут же некоторые попытались выдвинуть свои возражения, и Лука назвал их «фарисейской ересью» (Деян. 15:5). И тогда для того, чтобы не вызывать публичных споров и личных обвинений, апостолы и пресвитеры решили обсудить этот вопрос на закрытом заседании.

Библия не приводит подробного описания, как проходило это заседание. Однако она все же приводит достаточное количество информации, чтобы сделать несколько определенных выводов. Вполне возможно, что совещания происходили не только среди всех лидеров, но и в более мелких группах (15:6-7).

В конце концов апостол Петр встал перед всем собранием (15:7-12), и подтвердил заявление, сделанное Павлом и Варнавою, напомнив (15:7), что произошло в доме Корнилия (15:7). Бог спас этого язычника и весь его дом «верой» и дал им Духа Святого, как и самим апостолам, в день Пятидесятницы (15:9). Причем они получили такое же самое первоначальное «знамение» (Деян. 10:44-46).

Затем Павел и Варнава дополнили своими свидетельствами, что сказал апостол Петр. Они также указали, что Бог совершал чудеса и знамения через них среди язычников (15:12).

Следующее выступление было решающим! Свое мнение высказал Иаков (несомненно, что речь идет о брате Иисуса Христа, который был наиболее уважаемым лидером в иерусалимской церкви). Он также согласился с мыслями, высказанными апостолом Петром, а затем, показав особую мудрость и проницательность, подвел итог всему сказанному выдержками из Ветхого Завета. После этого он сделал конкретные компромиссные предложения, с одной стороны, признавая принцип «оправдания верою», а с другой стороны, сделав уступку верующим из иудеев, которые никак не могли понять сущности закона (15:19-21).

Неясно, было ли сделано это предложение сначала на закрытых совещаниях или сразу на общем собрании. Очевидно, что само послание было написано особо избранной группой. Однако Писание вполне определенно указывает на то, что «апостолы и пресвитеры со всею церковью» приняли соответствующее решение и поручили Иуде и Силе доставить послание в Антиохию.

Итак, шаг за шагом под руководством мужей, искавших волю Божью, возникшая проблема была решена. Никто не мог наперед предсказать, что именно могло произойти. Объективный подход к проблеме, желание решить ее честно и открыто, и обладание мудростью и администраторскими способностями — все это сделало работу иерусалимского собора успешной. Было достигнуто то, чего нельзя было достичь в Антиохии, а именно: таких результатов, которые выходили далеко за рамки местной проблемы.

ЗНАЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Если проблема решена правильно, результаты обычно не заставляют себя ждать. Так и в данном случае народ Божий возрадовался. Наступил мир между братьями, и работа Божья успешно продвигалась вперед без всяких осложнений. Пожалуй, самое важное заключалось в том, что апостол Павел был удовлетворен. Он сам лично вместе со своими сотрудниками по миссионерской работе ознакомил все новообразованные церкви с решением иерусалимского собора. Предшествовавшие встречи апостола Павла с Петром и Иаковом, по-видимому, убедили последних в том, что апостол Павел не пойдет на компромиссы в решающих богословских вопросах. Законный и допустимый компромисс — это одно однако компромисс, ведущий к непоследовательности и отступлению от истины — это уже совсем другое (Гал. 2:1-21).4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Мы рассмотрели четыре библейских примера организационно-административной структуры и организаторско — администраторских способностей. Хотя все они отличаются во многом друг от друга, но есть в них и много общего: возникновение проблемы, нахождение правильного решения и получение желаемых результатов. Более того, все проблемы были решены разными путями, на основании чего можно усмотреть несколько важных принципов. И эти принципы мы рассмотрим в следующей главе.

ПРИМЕЧАНИЯ

1         Интересно обратить внимание на их количество в первой части книги Деяний Апостолов. Церковь начала свое существование со 120 членов (Деян. 1:15), в 2:41 около 3000 человек присоединилось к первоначальным 100; а в 4:4 мы читаем, что «было число таковых людей около 5000». Некоторые полагают, что упоминание «людей» относится к 5000 семей. Но если это так, то ко времени событий, имевших место в Деян. 6, число учеников должно превосходить в пятьдесят раз или больше.

2         Во Второзаконии 1:13 эти люди описываются как «мудрые, разумные и испытанные».

3         Это верно, что комитет или комиссия, состоящие из семи человек, очень эффективны особенно тогда, когда возникает необходимость в принятии решений.

4         Некоторые полагают, что повествование, записанное Павлом в Галатах 2, идентично описанию собрания, имевшего место в Деяниях 15, но в связи с «кажущимися» несоответствиями в этом описании по сравнению с повествованием Луки возникают некоторые серьезные проблемы. Следовательно, одни полагают, что событие, описанное в Галатах, имело место до того, как Павел и Варнава доставили пожертвования братьям в Иерусалим (Деян. 11:27-30). Другие же считают, что это событие произошло после событий, записанных в Деяниях 15