«Пара мудрецов»(Зуготы)

Около 160 г. До н.э. появилось учреждение, которое стояло во главе Израильского религиозного общества — синедрион. Главой Синедриона был Патриарх (Наси) (там же). Со временем общество стало нуждаться, чтобы Глава Синедриона был ближе к правителям, т.к. Наси мог повлиять на решение правителя (Греки и евреи. стр. 239). Два мудреца занимали ведущую роль в Синедрионе – Патриарх Синедриона и Глава Суда.

Патриарх осуществлял руководство политическими вопросами и возглавлял Синедрион. А Глава Суда- руководил Синедрионом и устанавливал законы. Они и составляли “пару мудрецов”, которые внесли большой вклад в развитие устной Торы (толкование на письменную Тору). Период “пар” мудрецов продолжался около 200 лет, от времени Антиоха Эпифана до царствования Ирода. Время действия “пар” мудрецов -неспокойное: от правления Селевкидов , через освобождение Иудеи и гражданскую войну- к завоеванию Иудеи римской властью. Большенство учений “пар” мудрецов до нас не дошло. В это время устная Тора еще не была написана, но некоторые суждения мудрецов сохранились в трактате “Авот”. Также известно о их законодательных указах. Предполагается, что первая “пара” мудрецов действовала во времена восстания Маккавеев и до начало правления Хасмонеев, примерно с 160 г. по 140 г. до н.э.. В этот период происходит сосредоточение власти в руках мудрецов. Повышается их роль в толковании Письменной Торы, вырабатывается учение о пользовании чистыми и нечистыми вещами. Первая “пара” мудрецов – Йоси бен-Йоэзер и Йоси бен-Йоханан выступали против ассимиляции евреев с эллинистической культурой. Иногда эти законы об очищении носили чисто экономический характер, например, мудрецы объявили, ято стеклянные изделия ввозимые в Израиль из Ливана – нечисты, таким образом они защитили местную промышленность от конкуренции. Вторая “пара” мудрецов – Йохашуа бен-Пархия и Ниттай ха-Арбели внесли немалый вклад в укрепления власти старейшин на еврейское общество. В трактате “Авот” написано: “найди себе наставника и заведи друга, суди всякого с лучшей стороны” (1:6). В период “пар” мудрецов укрепилась судебная власть. В это время вышли законодательные акты об семейных взаимоотношений, например, ктубба- письменное обязательство, которое муж давал жене, что в случае развода, муж обеспечивает свою жену в течении года. С появлением ктуббы отпала необходимость выплаты выкупа за невесту. (там же: 46-57)