Апостол

Значение слова апостол

Слово апостол в Новом Завете употребляется в разных значениях. В основном, это слово употребляется тогда, когда речь идет о двенадцати учениках, избранных Иисусом Христом из всех остальных Его учеников и «названных апостолами» (Лук. 6:13, см. также Матф. 10:1-4). Греческое слово апостолос буквально означает следующее: «посланник, которому поручено исполнить какое-то задание».

После того, как Иуда Искариот- предал Иисуса Христа и потом покончил самоубийством, Матфей был «сопричислен к двенадцати» (Деян. 1:26). Павел также называет и самого себя апостолом, хотя и считает себя «некоим недоноском». Он говорит о себе, что он был призван быть апостолом, но недостоин называться им, поскольку «гнал церковь Божию» (1 Кор. 15:8-9).6 Лука говорит об апостоле, Павле именно как об апостоле нисколько не ставя его апостольство под сомнение. Он представлен как великий апостол нееврейских язычников, который особым образом перешел из иудаизма в христианство и затем по всему языческому миру проповедовал Иисуса Христа.

Однако в Новом Завете это слово используется и в другом значении. Лука называет Варнаву апостолом, когда описывает его совместное с апостолом Павлом «служение» (Деян. 14:4-14).’ Также апостол Павел называет Силу и Тимофея апостолами (1 Фее. 2:6-7), и вполне возможно, что Андроника и Юния он также считал апостолами, поскольку пишет о них: «прославившихся между апостолами» (Рим. 16:7), Однако ясно, что в данном случае речь идет, так сказать, о «второстепенном» значении этого слова. С одной стороны, они были посланниками Иисуса Христа, как и все другие христианские лидеры или миссионеры, занимающиеся проповедью Евангелия Иисуса Христа. Однако прежде всего, апостолами были те, кто своими глазами видел Иисуса Христа, и, которых Он лично учил и избрал на первоначальное служение устройства Его тела, т.е. Его Церкви.

Доктор Джордж Петере, изучая роль этих мужей, пришел к заключению, что им было поручено особое служение. Он пишет: «Особое положение апостолов в церкви подчеркивается в Новом Завете тем, что только они называются апостолами Христовыми, тогда как другие только апостолами или апостолами церквей».

Роль апостолов в Деяниях Апостолов

Лука освещает эту особую роль апостолов в Деяниях Апостолов, описывая их служение. Апостолы Иисуса Христа «торжественно свидетельствовали» и «увещевали» (Деян. 2:40), они учили (2:42), совершали чудеса и знамения (2:43; 5:12) и были живыми свидетелями воскресения Иисуса Христа (4:33).

Апостолы Иисуса Христа также помогали решать организационные вопросы в быстрорастущей иерусалимской церкви, однако не позволяли вовлекать себя в административные дела. Они видели основную свою обязанность в молитвах и в служении Словом (6:1-7). Большинство апостолов провело большую часть своего времени в Иерусалиме в ранний период церкви. Даже тогда, когда из-за гонений многие верующие оставили Иерусалим, апостолы оставались там (8:1), возможно, потому, что считали это своим долгом. Ф.Ф. Брус полагает что гонение касалось не столько их самих, сколько эллинистов, вошедших в церковь.

Исключением из этого правила были Петр и Иоанн, которые по свидетельству Луки, оставили Иерусалим и пошли в Самарию для назидания тамошних новообращенных, возложения на них руки силой своей апостольской власти и укрепления их в вере, чтобы они восприняли Дух Святой (Деян. 8:14-17). .

Апостолы и церковь

Несомненно, Богу было угодно, чтобы апостолы оставались в Иерусалиме. Именно там они совместно с дьяконами церкви решали богословские и практические вопросы и проблемы новой быстрорастущей церкви. Лука уделяет много места описанию того, как апостолы и пресвитеры решали вопрос взаимоотношения иудеев и неиудеев в церкви и, в частности, вопрос о законе и благодати. После подробного обсуждения всех связанных с этим вопросов (15:7), апостолы и дьяконы написали письмо к антиохийской церкви, разъясняя некоторые из этих вопросов (15:22-29).

После 15-ой главы Деяний апостолы упоминаются еще только один раз, да и то в связи со служением Павла и Тимофея, путешествовавших из города в город: «они предавали верным соблюдать определения, постановленные апостолами и пресвитерами в Иерусалиме» (16:4).

Далее Лука, в основном, описывает служение апостола Павла. Несомненно, что служение апостола Павла было совершенно уникальным, по сравнению со всеми другими апостолами, оставшимися в Иерусалиме. Он был Самим Богом призван на особое служение посадки церквей. Он был наделен различными дарами. Он был «проповедником, апостолом и учителем» (2 Тим. 1:1 и 1 Тим. 2:7). Он подтверждал свое апостольство тем, что совершал чудеса и знамения (2 Кор. 12:12). Именно ему больше, чем другим апостолам, была открыта тайна церкви Христовой (Еф. 3:1-12; Кол. 1:24-28).

Определение задач апостолом Павлом

Задача апостолов, по словам Павла, заключалась в следующем: «Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастает в святой храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» (Еф. 2:19-22).

Поэтому и в Послании к Ефесянам 4:11 и в 1 Коринфянам 12:28 апостол Павел имеет в виду именно апостолов Христовых, поскольку в его перечислении они поставлены на первое место. Он не просто говорит об «апостольском служении», но и о тех, кто был призван Самим Богом особым образом и кому было поручено особое служение евангелизма и назидания в ранний период церкви.