Главное и второстепенное в обязанностях

1.              Духовные лидеры должны отличать главное от второстепенного в культуре и, делая главное, второстепенное поручать другим способным мужчинам и женщинам.


Апостолы, встретившись с определенными проблемами в иерусалимской церкви, сказали народу: «Не хорошо нам, оставивши слово Божие, пещись о столах». Они разрешили эту проблему, отделив главное от второстепенного и предложив поручить материальное служение семи избранным дьяконам, а сами постоянно пребывали «в молитве и служении слова» (Деян. 6:2,4). И это не потому, что материальное служение будто бы не является важным, равно как и не потому, что для этого служения будто бы не требуются лидеры, обладающие подходящими духовными качествами (Деян. 6:5), но потому, что у них была все-таки более важная ответственность и они не могли отвлекаться от своей основной работы.

Пресвитеры поместных церквей также имеют свои приоритеты. Они должны эффективно управлять стадом Божьим, что означает пастырство, учение и молитву за членов церкви. Главная обязанность пресвитеров — удовлетворять духовные нужды людей.

Поэтому в Божественном плане управления церковью предусмотрена возможность передачи части обязанностей другим лицам. А поэтому роль дьяконов и дьяконисс нужно рассматривать как очень важную. Их ответственность и функций лежат, в основном в культурной сфере, как это уже было указано в предыдущей главе. Но хотя качества, которыми они должны обладать, в Писании указаны очень четко, их функции ясно не определены.

Пресвитеры, не занимающиеся своими более важными делами и не переложившие части своих обязанностей на дьяконов, часто перегружены административной работой и вынуждены принимать много различного рода решений. Все их время уходит на посещение различных заседаний, на принятие административных решений и на другие рутинные дела. В таком случае пресвитеры не функционируют так, как это предусмотрено Богом.

Платные пасторы часто попадают в такое положение. Они настолько перегружены административными делами, что вынуждены пренебрегать вопросами пастырства и учительства. Общение с членами церкви не выходит за рамки встреч с большими группами и проповедью на общих собраниях, пастор в таком случае как бы отделяется от своей общины.

В случае, если церковь становится большой, в ней должно быть несколько лидеров. Даже и в таком случае не только один платный пастор, но даже несколько таких пасторов не могут удовлетворить все духовные нужды тела Христова. Однако есть уникальный и весьма эффективный путь решения этой проблемы — оплачиваемые пасторы должны подбирать неоплачиваемых помощников, помогающих им удовлетворять духовные нужды общины.

Во многих церквях, где я помогал наладить духовную работу, и в моей собственной церкви, где я служу пастором, все пресвитеры церквей и их жены обязаны проводить духовную работу в небольших группах членов церкви, которые мы называем миницерквями. Кроме этого, мы имеем большие группы добровольных помощников. Они и их жены ведут духовную работу под руководством пресвитеров оплачиваемых пасторов. В таком случае пасторы имеют больше времени для личного общения со всеми помощниками и для общего служения словом и учением всем членам церкви.

Важно осознать, что в нашей культуре, когда большие массы населения сконцентрированы на небольших городских площадях, церкви могут быть очень большими, и число их членов может постоянно расти. Поэтому требуется, чтобы пасторами были духовно сильные лидеры. Бог нуждается в разносторонне одаренных служителях для управления этими большими динамичными церквями. Однако нужно также помнить и то, что церкви, как тело Христово, также должны быть разносторонне одаренными, т.е. их члены должны вносить свой собственный личный вклад в созидание церкви.

Но здесь я должен сделать серьезное предостережение. Одной из самых трагических вещей, которые происходят в наше время, является то, что высокоодаренные церковные лидеры пытаются обучать рядовых членов церкви как самих себя. К сожалению, простые люди (а они составляют большинство в церквях) не имеют ни способности, ни возможности достичь уровня таких лидеров. В результате наступает разочарование. А иногда еще нечто более трагичное: такие люди пытаются подражать талантливым людям и в конце концов терпят полную неудачу: производят раскол в церквях, наносят ущерб телу Христову и, в итоге, бросают служение.

Но значит ли это, что высокоодаренные пасторы не должны обучать других, как стать пасторами? Совершенно нет! Но обучая других, такие пасторы должны сознавать, что не все их ученики смогут делать то, что они сами делают. Они также должны сознавать, что их ученики могут переоценить свои способности, думая, что смогут стать такими же, как их учителя. Но когда они убеждаются, что это невозможно, их постигает разочарование.

Сильный лидер должен быть осторожным человеком и мыслить реалистично. В то же время он должен вдохновлять других подниматься на более высокий уровень, ставя перед ними цели, которых они могут достичь.