Иисус как руководитель малой группы

Иисус Христос – лучший руководитель малой группы в истории. Он пример для нас. Послание к Ефесянам 5:1-2 наставляет нас : «Итак, подражайте Богу … и живите в любви.» Понятно, что основная мысль Апостола Павла – стать подобными Христу в душе. Тем не менее, если сосредоточиться только на формировании душевных качеств, то половина мысли автора будет потеряна. Мы должны пытаться подражать также поведению Христа – Его исполненным любви действиям.

Как стать подобным Христу? Как научиться жить с любовью? В каких ситуациях христианин делается похожим на Христа? На эти вопросы нет простых ответов. Более детальное рассмотрение Новозаветных записей о жизни и служении Христа, тем не менее,  дает понять, что один из ключевых  способов – это малые группы.

Лично для меня вовлеченность Христа в малую группу – самое убедительное объяснение того, почему церкви должны серьезно рассмотреть группы, как существенную часть жизни прихода. Поскольку имитировать каждое действие Иисуса не только глупо, но даже не всегда уместно (например, исцелять слепого, плюя ему на глаза [Марк  8:23]), логично повторять те образцы поведения, которые являлись основополагающими в служении. Поэтому имеет огромный смысл изучать использование Иисусом малых групп.

Как руководитель малой группы, вы занимаетесь видом деятельности, не чуждым нашему Господу и Спасителю. Вы идете по Его следам. Поэтому важно улучшать свои познания и  понимание того, как руководить малыми группами. Основание того, что вы должны знать об Иисусе-руководителе, может быть представлено в виде семи ключевых утверждений.

Во-первых, Иисусу начал свое служение с создания Своей “малой группы”, учеников. Одним из первых действий Иисуса в начале Его общественного служения  стало формирование малой группы (Матфей 4:18-22, Лука 6:13-16). Список первых членов группы, избранных Иисусом двенадцати людей, есть в Евангелии от Матфея [10:2-4]. Конечно, Сын Божий не нуждался в компании или помощи учеников. И все же Он избрал Своим путем установление межличностных отношений и служение в их рамках. Среди учеников, последовавших за Ним, Двенадцать составляли обозначенную внутреннюю группу Иисуса. Это было человеческим исполнением божественных отношений, которыми Иисус обладает, являясь частью Троицы.

Во-вторых, Иисус был вовлечен в служение как в больших, так и в малых группах. Большие и малые группы не противопоставлялись друг другу, и ни одна из этих двух категорий не была отдельно избрана для служения. Иисус  успешно рассказывал о Своем Царстве толпам людей (Марк 12:37). Он также встречался в домах с малыми группами (Матфей 26:6) и проводил много времени со Своей группой – с Двенадцатью.

В-третьих, можно видеть, что служение Иисуса в больших группах началось из служения в малых группах и продолжилось благодаря им. Что было раньше: курица (большая группа) или яйцо (малая группа)? В случае публичного служения Иисуса, упор на малую группу предвосхитил Его работу в больших группах. Более того, именно малая группа была основой  для служения Иисуса в больших группах. Иисус обычно имел рядом с собой двенадцать учеников во время общения с толпами. Тем не менее, Он часто возвращался к  близости и поддержке  Своей избранной малой группы (Марк 3:7).

В-четвертых, Иисус большую часть Своего времени проводил со Своей малой группой. Если бы можно было просуммировать время, проведенное Иисусом с учениками, то, скорее всего, результаты показали бы, что эта группа занимала наибольшую часть Его времени. Они были вместе постоянно: вместе путешествовали, питались, вместе переживали трудости и жили вместе. И чем ближе становилось распятие Иисуса, тем больше времени  Он проводил со Своей малой группой, и тем меньше – с разыскивавшими Его толпами.

Пятое утверждение об Иисусе как о руководителе малой группы – это то, что отношения, а не организации, были главными в Его работе. Иисус практически не занимался построением какой-либо земной организации. Царство, которое Он хотел провозгласить, было не земной структурой, а скорее Царством Божиим (Лука 17:20-21). Для Христа гораздо важнее создания земного института была Его весть – Евангелие. Он мог бы с легкостью оставаться вдали от любых отношений, вовлекавших Его в человеческие нужды и страдания. Но, как наглядный пример к Евангелию, Иисус предпочел проводить Свое время с людьми, заботясь, исцеляя, слушая, прощая, вдохновляя, уча и проповедуя. И поскольку упор делался на людей, а не на программы, то единственной организацией, заслуживавшей внимание Иисуса, была Его малая группа (а она никогда не считалась ни организацией, ни программой).

В-шестых,  Иисус использовал малые группы для того, чтобы передать своим ученикам духовные знания, мировоззрение и правила поведения. Сформировав Свою малую группу Иисус учил ее участников духовной истине, просто приблизив их к Себе. Такой опыт не был формальным или учебным. Члены малой группы участвовали во всем, в чем принимал участие  Христос. Те отношения и поступки, к которым Он призывал других людей,  они видели и переживали. Их общение было важнее разъяснений Иисуса. Именно благодаря этой близости Двенадцати было “дано знать тайны Царства Божия”(Лука 8:10). В малой группе они на практике овладевали духовными знаниями.

Наконец, малая группа была способом обучить руководству. В первую очередь, Иисус посвятил себя созданию отдельной группы людей – Апостолов. Его целью было дать этой группе все необходимое для того, чтобы продолжать Его дело после того, как Он вернется к Отцу. Успех должен был измеряться исходя из будущего служения, а не из теперешних достижений. Иисус выбрал обычных людей – по мирским стандартам невежественных и необразованных (Деяния 4:13) – которые были готовы последовать за Ним и могли научиться. Он, в свою очередь, дал им Свою жизнь и доверил будущее всего Своего служения. (Иоанн 17.) Они получили слово Божие (стих 14) и защиту Иисуса (стих 12). Благодаря Отца за людей, “которых Ты мне дал от мира”(стих 6), Иисус просит об их  освящении “истиною” (стих 17). Именно “по слову их” многие уверуют (стих 20).