Гордость и корыстолюбие

Гордость как искушение

— У тебя нет никакой гордости, ты позволяешь ему унижать тебя, — говорит одна подруга другой.

Понятно, что человек озабочен поведением ближнего и негативно оценивает отсутствие гордости как причину, позволяющую попирать человеческое достоинство. Вывод: не иметь гордость — это очень плохо.

Поколению россиян, жившему в советские времена, хорошо известно выражение «чувство гордости за свое социалистическое отечество и советский народ». Оно часто употреблялось с высоких трибун и в средствах массовой информации, когда речь шла о выдающихся достижениях науки, освоении космоса, гигантских стройках СССР. Разумеется, в положительном ключе и такую гордость обязательно должен был иметь каждый гражданин бывшей коммунистической империи в качестве двигателя прогресса. Когда сегодня видишь плохо одетых бабушек и потрепанных жизнью дедушек, пикетирующих станции метро с красными лозунгами, портретами Сталина, символами бывшего СССР в руках, понимаешь, что это воспитание имело большой успех. В жизни этих несчастных людей не осталось ничего, кроме гордости за былое величие страны, только этим они и живут. Чувство гордости может давать сильный стимул к деятельности и жизни.

— Я горжусь тобой! — говорит отец сыну, который с десятого раза решил сложное уравнение.

Так высказывается радость по поводу успехов своего ребенка и происходит ободрение чада.

Три разные речения включают в себя одно и то же слово «гордость». Причем оно описывает различные жизненные ситуации — дружескую беседу, общественно-политические установки, семейные отношения, объединяя их неким общим импульсом, имеющим положительный знак в сознании людей. Многие, думается, опять же в силу воспитания одобрительно относятся к чувству гордости и считают это чувство похвальным, способным стимулировать добрые начала в человеке.

О гордости в библии

«Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь» (Прит. 29:23).

«Гордость и высокомерие и злой путь и коварные уста я ненавижу» (Прит. 8:13).

«В устах глупого — бич гордости…» (Прит. 14:3).

«Поникнут гордые взгляды человека, и высокое людское унизится; и один Господь будет высок в тот день. Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, — и оно будет унижено» (Ис. 2:11–12).

«И споткнется гордыня и упадет, и никто не поднимет его…» (Иер. 50:32). «Гордость сердца твоего обольстила тебя; ты живешь в расселинах скал, на возвышенном месте, и говоришь в сердце твоем: «кто низринет меня на землю?» Но хотя бы ты, как орел, поднялся высоко и среди звезд устроил гнездо твое, то и оттуда Я низрину тебя, говорит Господь» (Авд. 1:3–4).

Так говорит Библия о гордости. Не правда ли, это существенно отличается от людских представлений и высказываний. Заметим, здесь приведены далеко не все места Библии, где упоминаются гордость, гордыня и гордые. И нет ни одного, где бы гордость поощрялась, одобрялась и приветствовалась. Нигде в Библии не найти, что гордость — это хорошо, что надо стремиться быть гордым или хотя бы чем-то гордиться. Наоборот, гордость однозначно грех, причем тяжелый.

«Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, — грех» (Прит. 21:4).

Гордость — отвратительный грех

Обе Книги Священного Писания — Ветхий и Новый Завет причисляют гордость к разряду самых отвратительных грехов, которые рождаются отрицанием Бога и которые сродни безумию. «И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму — делать непотребства, так что они исполнены всякой неправды, блуда, лукавства, корыстолюбия, злобы, исполнены зависти, убийства, распрей, обмана, злонравия, злоречивы, клеветники, богоненавистники, обидчики, самохвалы, горды, изобретательны на зло, непослушны родителям, безрассудны, вероломны, нелюбовны, непримиримы, немилостивы» (Рим. 1:28–31). Далее говорится, что таких ожидает праведный суд Божий и известен приговор его — делающих подобные дела ожидает смерть. Вдумаемся: убийство, обман, вероломство то же в глазах Бога, что и гордость, заслуживают смерти! Возвышение себя, тщеславие, надменность, напыщенность, высокомерие — составляющие гордости названы злом, подобным клеветничеству и богоненавистничеству. «Всякое такое тщеславие есть зло» (Иак. 4:16).

Особенно сильно избегать тщеславия учит православная церковь, рассматривающая гордость и гордыню как смертный грех и первопричину грехопадения. Один из отцов православной церкви писал: «Гордость — хуже всего, она прямо и неуклонно ведет человека в ад, несмотря на его как бы доброе поведение: заботы о людях, жалости к несчастным, терпеливый уход за больными, денежную помощь, желание сделать приятное, напускную ласковость и т. д. Что бы вы ни прибавляли прекрасного к гордости — ничего не получится хорошего: она сильнее всех пороков, она все перебьет. Если и ничего особенно хорошего не делать, а только не иметь гордости, — уже большое дело: самый главный враг побежден — значит, и другое плохое победится с Божьей помощью. Помни слова: „Гордым Бог противится, а смиренным дает благодать“. Какой ужас быть Богу противным! Какое счастье — получить благодать! Мы ведь и молимся-то: „Господи, пошли благодать Твою в помощь мне!“ Значит, очень важно получить благодать. А тут, если нет гордости, благодать прямо как бы втуне дается!

И демоны признавались в том, что больше всего любят гордость и гордого человека считают своим, а смирения не переносят, потому что теряют силу или даже погибают. Господи! Избавь нас от гордости, пошли нам смирение!»

Гордость — родоначальница всякого греха

Гордость — одно из вернейших испробованных орудий сатаны, которым он очень любит пользоваться. Гордость — это он сам, его сущность. Гордость сделала сатану сатаной — противником Бога. Ведь что такое противление Богу, как не гордая попытка сравняться с Ним, вознести свой престол выше звезд Божьих, о чем мы уже говорили раньше. «Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», — говорится о сатане (2 Фес. 2:4). Этому он старается научить и людей, подбрасывая им сладкие мысли о выдающихся способностях, непомерных талантах, великих умах, необычайной красоте или золотых сердцах. Будто все эти дарования и таланты не от Бога, а заслуга самого человека. Очередное обольщение, так как «кто почитает себя чем-нибудь, будучи ничто, тот обольщает сам себя» (Гал. 6:3).

Найти человека, совершенно лишенного гордости, вряд ли кому-то удастся. Ею в какой-то мере поражены все: и те, кто вроде бы имеет на то основания, — богатые, славные, преуспевающие во всем, занимающие высокое положение в обществе, добивающиеся различных успехов, им есть чем гордиться. И те, кто, кажется, никакого основания гордиться не имеют, — жизнь их неказиста и бедственна. Но разницы нет, гордятся и те и другие, потому что гордость — порок универсальный. Гордятся неверующие, ничего не знающие о Христе, и верующие, в той или иной мере Христа познавшие.

Чем еще страшна гордость? Она подавляет и практически исключает смирение, кротость, послушание Богу — драгоценные качества, соединяющие нас с Творцом. Библия прямо говорит, что гордый лишается благодати Божьей, таковых ждут бедствия и наказания за гордыню. «Погибели предшествует гордость, и падению — надменность. Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми» (Прит. 16:18–19).

«Придет гордость, придет и посрамление…» (Прит. 11:2).

«Мерзость пред Господом, всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Прит. 16:5).

Все эти истины, к сожалению, остаются во тьме неведения, в дымовой завесе, которую густо напускает дьявол. Искушение гордостью остается одним из самых сильных искушений по сей день, противостоять которому в одиночку, без Христа, практически невозможно. Даже христиане не свободны от этого порока, из-за чего их частенько удается совлечь на всякие другие греховные тропы. Одни начинают гордиться тем, как быстро растет их церковь, другие — как хорошо они благовествуют, третьи — как замечательно служат Богу, как умеют правильно молиться, вызывая своими молитвами добрые результаты…

Причина одна — все, кто в какой-то мере поражены гордостью, недостаточно познали Христа и то, что Он совершил для нас. Нечем нам гордиться, потому что если делаем что-то, то лишь исполняем то, что и должны были исполнить, а если имеем при этом успехи, то они — свидетельство благодати Божьей и плода Святого Духа в нас. Когда христиане начинают трубить о своих славных делах, они либо не знают, либо забывают слова своего Учителя, Который, приняв образ человека на земле, говорил: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: «мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Лк. 17:10). Забывают и пример апостола Павла, который другими словами говорил об этом же самом: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1 Кор. 9:16).

Искушение гордостью сильнейшее среди прочих

О том, что искушение гордостью сильнейшее среди прочих, говорит и факт искушения самого Господа Иисуса Христа. Хорошо зная о могуществе Сына Божьего, сатана тем не менее не оставляет попытки испробовать свое оружие даже против Него. Он предлагает Христу доказать Его божественность, доказать, что Он действительно Сын Божий, сотворив чудо: камни превратить в хлеба. Что стоило Иисусу превратить камни в хлеба? Ведь позднее, во время своего земного служения, Он и не такие чудеса творил, чтобы убедить недоверчивых, погибающих людей в том, что Он — истинный Сын Божий, сшедший с небес.

Почему же Он ничего не стал доказывать сатане? Потому что требование такого доказательства — искушение гордостью, и Он не поддался ему. Он не стал говорить: да, Я — Сын Божий, Я такой великий, что все могу — сделать это и то, и многое другое. Он сказал: «Написано: «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Сатана терпит сокрушительное поражение, его намерения разбились о Слово Божье — единственный аргумент, которого он по-настоящему боится и который может мгновенно уничтожить все его хитрые и коварные вымыслы. Иисус, словно мечом, отсекает все драконьи головы лжи: «Написано, написано, написано!» «Тогда оставляет Его диавол», потому что посрамлен, побежден правдой Божьей и вынужден отступить, уйти ни с чем (Мф. 4:1–11).

Этот духовный меч — Слово Божье — Иисус завещал нам, всем, кто хочет стать Его учеником. Он показал, как можно им эффективно пользоваться, одерживая победы. Увы, мы далеко не всегда даже знаем, что имеем такое сильное оружие против сатаны, поэтому редко одерживаем победы. Неверующие вовсе лишены оружия, а верующие частенько забрасывают свой меч в темный чулан, где он пылится без надобности. Мы, христиане, либо ленимся изучать Библию, либо вообще не читаем ее, во всем доверяя «узким специалистам» — пастырям и священникам, уповая лишь на обряды, придерживаясь внешней стороны христианского благочестия. Так в повседневной своей жизни остаемся безоружными перед врагом, но именно тут-то он на нас и нападает, ведь, если мы еще помним, ему, в прошлом херувиму помазанному, открыты все наши уязвимые места и, конечно, наша безоружность.

Враг может разить нас через такие «невинные» вещи, как жалобы наших родственников на вечное недомогание, сплетни и анекдоты сослуживцев, похабный юмор телепрограмм… Мы будем иметь незаживающую рану от подобных мучающих нас вещей, таких как гордость, но не сможем избавиться от них, если, подобно Христу, не научимся всегда отвечать на каждую словесную или иную атаку Словом Божьим, молитвой, согласной Писанию. А чтобы так поступать, надо как минимум знать Писание, находиться внутри него постоянно.