Мысли Святаго Иоанна Златоустаго 4

О Христианском Браке — часть 4

Соединенные брачным союзом муж и жена не в праве отказаться от исполнения тех требований, какие лежат в понятии о союзе брачном и цели сего союза. Изъясняя слова Апостола — жене муж должную любовь да воздает, такожде и жена мужу. Златоустый говорит: «Апостол потому и сказал — должную любовь, что никто из них не господин себе, но есть раб другого. Итак, когда видишь блудницу, прельщающую тебя на грех, скажи ей: «Мое тело — не мое, но жены моей». То же пусть скажет и жена тем, которые покушаются нарушить ее чистоту: «Тело мое — не мое, но мужа моего».

В других местах Ветхого и Нового Завета мужу дается великое преимущество, например, к твоему мужу обращение твое, и той тобою обладати будет. Павел с таким различением пишет: мужие, любите своя жены, а жена да боится своего мужа; а здесь ничего более или менее не полагается, как одна власть. Почему же? Поелику у него была речь о чистоте. В другом — говорит он — муж имеет преимущество, а где идет речь о целомудрии, там не то. Муж своим телом не владеет, но жена. Полное равенство и никакого преимущества. Не лишайте себя друг друга, точию по согласию. Что это? «Да не уклоняется — говорит он — жена против воли мужа, и муж против воли жены.» Почему? Поелику от сего воздержания рождаются великие бедствия, ибо часто отсюда рождаются и прелюбодеяния, и блудодеяния, и расстройство домов. И справедливо сказал: не лишайте, наименовав здесь лишением, а выше долгом, ибо воздерживаться одному, при несогласии на то другого, это уже не будет лишением. Ибо если, убедив меня, возьмешь что-либо из принадлежащего мне, это не значит лишать меня; если же кто против воли и с принуждением берет, тот лишает. А это делают многие женщины, и через то становятся виновными в похоти мужей, и все приводят в расстройство, тогда как согласие нужно предпочитать всему. А почему его нужно предпочитать всему, рассмотрим на самом деле. Возьмем мужа и жену. Жена воздерживается против воли мужа. Что же? Не станет ли он блудодействовать? А если и не станет, то будет печалиться, возмущаться, воспламеняться, ссориться и причинять бесчисленные беспокойства жене. Что же пользы в посте и воздержании, когда нарушена любовь?
Ничего, ибо сколько обид, сколько беспокойств, сколько принуждений рождается отсюда! «Христос через Павла повелел, чтобы жена не отлучалась от мужа, и чтобы они не лишали друг друга, разве по согласию. Но некоторые жены по любви к воздержанию оставили мужей своих, как будто бы это было делом благочестия, и ввергли себя в прелюбодеяние.»
Муж и жена обязаны сохранять супружескую верность друг другу. Нарушение
супружеской верности есть преступление самое тяжкое. И потому Златоустый со всею силою обличает этот порок, и обличения святителя сохраняют все свое значение и для современного общества, в котором этот порок значительно распространяется в мужах и женах. Обличая мужа, нарушающего верность к своей супруге, св. Златоуст говорит: «Чем извинится он? Не говори мне о страсти природы. Потому и установлен брак, чтобы ты не преступал границ. Ибо Бог, промышляя о твоем спокойствии и чести, для того и дал тебе жену, чтобы ты удовлетворял разжжению природы чрез свою супругу и освободился от всякой похоти. А ты неблагодарною душою наносишь Ему бесчестие, отвергаешь всякий стыд, преступаешь назначенные тебе границы, бесчестишь свою собственную славу. Зачем обращаешь взоры на чужую красоту? Зачем рассматриваешь лицо, непринадлежащее тебе? Зачем нарушаешь брак — бесчестишь свое ложе?» «Не затем пришла к тебе жена, оставив отца и мать, и весь дом, чтобы терпеть от тебя бесчестие, чтобы ты предпочитал ей гнусную рабыню, возбуждал бесчисленные распри. Ты взял сопутницу жизни, равную в чести, свободную. Не безрассудно ли, что ты, взяв приданное, бережешь его и не расточаешь, а между тем повреждаешь и оскверняешь то, что драгоценнее приданного — чистоту целомудрия и твое тело, принадлежащее жене?»
Для отклонения от нарушения от супружеской верности, Златоустый нередко с
особенною живостью и выразительностью изображает жалкое и мучительное состояние нарушителя ее. «Смотри на прелюбодея, и ты увидишь, что он в тысячу раз несчастнее одержимых цепями. Он всех боится, всех подозревает: и свою жену, и мужа прелюбодейницы, и самую прелюбодейницу, домашних, друзей, знакомых, братьев, самые стены, свою тень, себя самого. И что всего бедственнее — совесть его вопиет и терзает его ежедневно. Если же представит суд Божий, то не может стоять от страха. И удовольствие отсюда кратко, а печаль продолжительна, ибо вечером и ночью, в пустыне и в городе — повсюду следует за ним обвинитель, показывающий не острый меч, а нестерпимые мучения, поражающий и убивающий страхом.»
От заботливого взора Златоустого не могли укрыться причины, соблазняющие мужей к нарушению супружеской верности. Первое место между сими причинами занимали театры, на которых пелись безнравственные песни, представлялись соблазнительные зрелища, в которых нередко участвовали обнаженные женщины, и от сих-то зрелищ предостерегает Златоустый мужей. И в наше время найдется немало подобных искушений для целомудрия и верности супругов. Потому обличения и предостережения святаго Златоустого, если не буквально, то по сущности своей имеют приложение и к современному обществу. «Должно, — говорит он мужьям, — вразумить вас, которые тратите на зрелища целый день; подвергаете посмеянию честное супружество,
посрамляете великое таинство. Скажи, какими глазами после будешь смотреть на жену дома, видев ее опозоренною на театре? Как не покрасневши представишь себе супругу, когда ты видел весь пол ее обесчещенным? Не говори мне, что представляемое на театре есть одно лицедейство, ибо сие лицедейство многих сделало прелюбодеями, и многие домы расстроило. Как будет смотреть на тебя жена, когда ты возвратишься с такого бесчестного зрелища? Не думай, что ты чист от греха, когда не смесился с блудницею, ибо ты пожеланием все сделал… Я не препятствую веселиться, но хочу, чтобы это происходило не без целомудрия, не с бесстыдством и бесчисленными пороками.»
Для предотвращения всякого соблазна и искушения, женатому человеку не должно засматриваться на красивые лица женщин, и с похотливым услаждением любоваться ими. «Спаситель не вовсе запретил смотреть на женщин, — говорит Златоустый , — но только запретил смотреть на них с вожделением. А если бы не имел сего намерения, то сказал бы просто: кто воззрит на жену. А Он сказал не так, а «иже воззрит на жену, во еже вожделети ея», — взглянет для того, чтобы сладострастно усладить взор свой. Похотливо назирая чужую красоту, ты оскорбишь и жену свою, поелику отвращаешь от нее свои взоры, а вместе и ту, на которую смотришь, ибо касаешься ее вопреки закона. Хотя ты и не коснулся ее рукою, но коснулся своими глазами, почему и это названо прелюбодеянием.»
Мужу для успешной борьбы с возникающею страстью к чужой жене, Златоустый дает следующий совет. «Если приметишь, — говорит он, — что к жене чужой возгорелась в тебе страсть, и потому твоя жена перестает тебе нравиться, войди в свою спальню, раскрой послания Павла, и угашай пламень, часто повторяя слова Апостола:
блудодеяния ради (во избежание блудодеяния) кийждо свою жену да имать.»
Вообще, в отношении ко всем женщинам муж должен вести себя так, чтобы не
возбудить ревности в своей жене и избежать всякого подозрения к неверности.
«Избегай, — поучает Златоустый, — не только прелюбодеяния, но и малейших
подозрений ревности. Если жена напрасно подозревает тебя, успокаивай ее и
уговаривай. Не с ненавистью и надмением обращайся к ней; она делает сие по
чрезмерной заботливости своей о тебе, она опасается за право своего обладания, ибо ее владение — тело твое, и это владение драгоценнее всего.» «Но муж да не поступает так, чтобы на него достойно падало подозрение. Скажи мне, зачем ты на целый день отдаешь себя друзьям, а жене только на вечер? Поступая так, ты не можешь отклонить подозрения. И если жена обвиняет тебя, не обижайся — это дело дружбы, а не дерзости, это обвинения пламенной любви, горячего расположения и опасения. Она боится, чтобы кто не окрал ее ложа, чтобы кто не отнял у нее ее высшего блага, не лишил ее главы». И мужу и жене святый Иоанн настоятельно внушает, что они не должны подозревать друг друга по одним словам или слухам, и вообще по каким-либо ничтожным причинам, а тем более не должны ни сами, ни через посторонних людей следить друг за другом, дабы по легкомыслию или неразумной мнительности не разрушить своего супружеского счастья.
Назначение жены и ее обязанности святый Златоустый выражает в следующих словах: «Жена обручена мужу для общения в жизни, для рождения детей, а не для нечистоты; для того, чтобы беречь дом, научить мужа быть честным, а не для того, чтобы
доставлять ему в себе предмет для нечистых удовольствий.» «Обязанность жены — сохранять приобретенное, с бережливостью употреблять доходы мужа и стараться о доме. Для сего Бог и дал жену, чтобы как в этом, так и во многом другом, она была помощницею для мужа.»
Главная обязанность жены — быть покорною мужу. Златоустый, объясняя слова
Апостола — «жены, своим мужьям повинуйтеся, якоже Господу» — говорит: «Подлинно жена должна повиноваться мужу, как Господу. Ибо если тот, кто не покоряется внешним гражданским властям — Божию противится повелению, то тем более виновна в таком противлении та, которая не покоряется мужу. Так изволил Бог от начала.
Далее Апостол доказывает, что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви.
Как Церковь, то есть мужи и жены вместе покорны Христу, так жены должны быть покорны мужьям, как Богу.»