Осужденные мыслители

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Осужденные мыслители

Несторий (? — ок. 450 г.)

По преданию предки Нестория переселились в Самасаду Сирийскую из Персии язычниками и там обратились в христианство.

Несторий родился в конце IV столетия, учился в Германикии (совр. Турция), и даже в Афинах. Позже, уже в Антиохии он продолжил обучение у Феодора Мопсуэтского. Говорят, что Несторий был настолько яркой, деятельной личностью, что Феодор, напутствуя Нестория по случаю вызова в Константинополь требовал от него сдержанности и умеренности, ибо он говорил: “Никогда еще женщина не рождала столь ревностного сына. »

Несторий, будучи пресвитером в Антиохии и иегуменом монастыря св. Евпрепия, отличался строгостью жизни и был отличным проповедником. Феодосий II решил повторить историю избрания Иоанна Златоуста и пригласил на вакантную должность константинопольского архиепископа (патриарха) антиохийского Нестория. Народ восторженно приветствовал выбор Императора. И действительно, по замечанию даже нерасположенного к нему историка Сократа, Несторий был с хорошим голосом и отличным даром слова: У него было суровое лицо со светлыми и глубокими глазами, величественная осанка, благородство и высокая нравственность. Однако неумеренная ревность искреннего провинциала, приехавшего в столицу скоро породило ему, как и Иоанну Златоусту множество врагов. Несторий начал активную борьбу с еретиками и даже представить себе не мог, что его самого сделают еретиком.

Причиной гонений на него стало его желание вернуть первохристианское (и по сути евангельское) употребление имени «Дева Мария», которую к этому времени стали называть «богородица». Такое наименование, идущее от Александра Александрийского, Григория Богослова и других, было очень привычным для языческого мышления государственного христианства, т. к. языческая логика требует существование женского божества наряду с мужским.

Как уже указывалось, Александрийскому архиепископу Кириллу удалось хитростью осудить Нестория на III Вселенском Соборе, а позже он был сослан в свой монастырь в Антиохию, а позже в Верхний Египет где и скончался ок 450 г.

После Нестория, к сожалению, не осталось почти никаких работ, т. к. по приказу Феодосия II все его работы сжигались. Однако, найденная в начале ХХ в. в библиотеке несторианского патриарха в Турции книга Гераклида Дамасского на сирийском языке признана сегодня как подлинный труд Нестория, писавшего под этим псевдонимом в Египетской ссылке.

2.5.4.2. Арий (320-336 гг.)

Арий, очевидно родом ливиец, получил образование в антиохийской школе у знаменитого мученика — Лукиана. В Александрии он появился во времена гонения императора Галерия и благодаря своей ревности и преданности христианству скоро стал уважаемым пресвитером одной из городских церквей Александрии. По некоторым источникам в 311 г. (или 313 г.) он был одним из кандидатов на епископскую кафедру в Александрии, но великодушно отказался от нее в пользу Александра.

Арий был не молод и пользовался высокой репутацией как образованный, способный и благочестивый проповедник. Внешне он был высокий, аскетического вида, серьезный, приятный в общении с мятущейся поэтической душой. Он был кумиром своих прихожан, особенно дьяконисс и девственниц, представляющих сильную и многочисленную организацию, а также пользовался поддержкой многих епископов.

Арий учил, что Божество не только «нетварно», но и «нерожденно». Это была оригеновская идея единого Бога, абсолютно чуждого творению. Естественно, что Арий был против всякого единосущия, ибо у Творца не может быть никакого единосущия с кем бы то ни было. Из этого следовало, что Сын является творением (хотя и высшим) и «было время, когда Его не было».

Это учение было осуждено на I Вселенском Соборе в г. Никее в 325 г., сам Арий был отправлен в ссылку, но, как известно, арианство распространилось очень широко и вскоре император Константин стал поддерживать ариан. Арию разрешено было вернуться в Александрию однако, он был уже глубоким стариком не перенесшим волнения и скоропостижно скончался ранее, чем совершился акт его введения в церковь.

Арианство не умерло со смертью Ария. Наоборот: оно расширялось и возвращалось в Империю с окраин через варваров и гонимых епископов. Возможно из-за того, что власти предприняли строгие меры к тому, чтобы устранить арианство — оно расширилось настолько что привело к ужасным и братоубийственным войнам разделившим весь христианский мир по крайне мере на 100 лет.

2.5.4.3. Пелагий (ок 360- ок 420 гг.)

Пелагий был британец, вероятно из Истландии. Он был монах, но не принадлежал к определенной монашеской общине, а был аскет-одиночка. В конце IV в. он поселился в Риме, где сдружился с Павлином, Целестием и др. аскетами, славящихся своей посвященностью Богу. Его негодование вызывало господствующее в Риме извинение беспечности и небрежности в религиозно-нравственной жизни христиан тем, что это есть немощь человеческой природы не зависящая от человеческой воли.

После разграбления Рима Алларихом Пелагий с Целестием отправились в Африку, а позже Пелагий поселился на Востоке, в святой Земле ожидая, что здесь он найдет больше единомышленников, но вскоре между ним и бл. Иеронимом возникли серьезные разногласия и в 415 г. Пелагий был обвинен в ереси но был оправдан епископским собором в Иерусалиме, а позже другим собором, собранным кесарийским митрополитом в Лидде (Диасполе). После этого его неоднократно то осуждали, то оправдывали папы римские и поместные соборы и только вмешательство гражданской власти по просьбе африканских епископов во главе с Августином начало серьезные гонения на пелагианство.

Сам Пелагий после 418 г. исчезает из поля зрения историков и так как он был в преклонных летах, то вероятно он умер ок 420 г. Он нигде не пропагандировал свои взгляды публично, но его друзья — Целестий, Юлиан и др. действовали более решительно, настаивая на свободе человеческой воли и ответственности человека за свои поступки. При этом под свободой воли Пелагий понимал абсолютную возможность выбора между добром и злом, а его противник — бл Августин учил, что истинная свобода есть любовь к добру, а не способность выбора добра или зла ибо в таком случае Бог не свободен, т. к. Он не может выбрать зло в силу своей природы. Однако пелагиане никогда не основывали собственных общин и не шли на раскол церкви.

Его книги, как еретические были уничтожены, но некоторые случайно сохранились, включенные по ошибке в сочинениях его врага — бл. Иеронима (толкование посл. Павла; письмо-наставление Димитрии)