Подходящая философия служения

Мы не можем ответить на этот вопрос ни самим себе, никому другому до тех пор, пока у нас нет подходящей философии служения, которая
имеет дело с одним основным вопросом: «Почему?» Почему мы делаем то, что мы делаем?

Будучи индивидуумами, у нас есть какая-то философия, определяющая функции в нашей жизни. Возможно, что мы не сможем четко сформулировать ее ни для самих себя, ни для .других. Но такая философия есть и она определяет наши поступки и наши функции.

Точно так и в церкви. Все церковные лидеры имеют свою философию служения. Хотя такая философия и остается как бы невидимой и для самих церковных лидеров и для их общин, она есть и определяет то, как именно церковь будет функционировать. (См. схему 4.)

Причина, побудившая меня написать эту книгу, заключается в том, что я хочу помочь христианам выработать библейскую философию служения. Только имея такую философию, мы сможем придать правильную структуру нашей церкви. И только после этого мы сможем выбрать те методы и образцы, которые могут помочь нашей церкви стать в этом мире такой, какой хочет видеть ее Бог..

Интересно отметить, что сторонники «церковного роста» постоянно подчеркивают как важно для церковных лидеров фокусировать свою философию, чтобы достигнуть численного роста церквей. Однако они редко уточняют, какой именно должна быть в деталях эта философия. Фактически они часто придерживаются различных философий и считают их приемлемыми и ценными.

Однако можно ли разработать такую философию служения, которая основана на Библии и учитывает то, чему учит и что иллюстрирует Священное Писание? Я считаю, что можно, если мы сможем выработать подходящую методологию исследования, которая помогла бы нам получить отчетливое изображение того, что говорит Бог. Хотя мы можем иметь различное мнение по второстепенным вопросам, я считаю, что вполне возможно придти к единому мнению по таким важным вопросам, как специфические божественные планы для поместных церквей, истина божественности Христа, Троица, спасение и по другим важным библейским доктринам.

Чтобы развить подходящую философию служения, которая соответствовала бы Божьему установлению, мы должны воспользоваться, по крайней мере, тремя взглядами (см. схему 5). Первая из них является наиболее важной — это взгляд с точки зрения Священного Писания, Хотя взгляды с точки зрения истории и культуры не идут ни в какое сравнение по своей важности с точкой зрения Писания, они также важны и помогают лучше понять Библию из-за того, что не допускают «туннельного зрения» и духовной близорукости при выработке нашей личной философии служения. Следуя этой аналогии, можно с уверенностью сказать, что эти три взгляда помогут нам хорошо, зорко видеть божественный план церкви.

Схема 5. Три точки зрения

Как же пользоваться этими тремя взглядами? Ответ на этот вопрос и является целью этой книги. То, что изложено после этой главы, является результатом этого процесса. Сейчас, однако, приведем объяснение как нужно осуществлять этот процесс. Подход «трех точек зрения» является методом библейского, исторического и культурного исследования.

Точка зрения Священного Писания. Настало время перейти к формулированию библейской философии служения. Приведем пример. Задумайтесь над следующим призывом, изложенным в Послании к Евреям:

«Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга, и тем более, чем более усматриваете приближение дня оного» (Евр. 10:25).

В этом месте Писания ясно изложены два указания и две функции Нового Завета. Христиане должны регулярно собираться вместе «увещевать друг друга», однако ясно, что в данном месте, чтобы ничего не сказано- ни о «форме», ни о «структуре» для этих двух функций. Конечно, это не означает, что автор этого послания считал, что верующие не должны иметь никакой формы своих собраний. Не означает это и того, что «увещевать друг друга» возможно без какой- либо структуры.

Давайте рассмотрим более внимательно первое указание (см. схему 6). Эти христиане должны были регулярно собираться вместе. Однако ничего не написано, когда они должны были собираться, как часто, где собираться, и каким был конкретно порядок службы этих собраний.

Если мы внимательнее рассмотрим более широкий контекст Нового Завета, что является очень важным в вопросе правильного толкования Писания, мы найдем ответы на вопросы, когда собирались верующие, как часто, и где они собирались. Несколько менее определенно говорится о порядке проведения службы этих собраний. Однако при дальнейшем исследовании мы обнаружим нечто очень важное.

Во-первых, функции и указания часто описываются в Новом Завете без описания форм точно так, как мы это видели в рассмотренном месте из Послания к Евреям. Вот еще пример этому: Лука пишет в Деяниях, что апостолы «не переставали учить и благовествовать об Иисусе Христе» (Деян. 5:42). «Учить» и «благовествовать» — это функции. Хотя Лука и говорит о этих функциях, он ничего не говорит об методах (формах) учения и благовествования, тем не менее мы хорошо знаем, что невозможно «учить» и «благовествовать», не придерживаясь какого-то метода.

Схема 6. Функции и формы

Во-вторых, когда в Писании говорится о форме, описание всегда неполное или частичное. Просто невозможно точно подражать библейским формам и структуре, поскольку в библейском тексте всегда отсутствуют подробности. Так например, Лука в том же стихе (5:42) пишет, что апостолы учили «по домам». Конечно это уже речь о форме их служения. Однако всякие подробности в описании этой формы отсутствуют. Заходили ли они в каждый дом? Или же они ходили только по домам верующих? Приглашали ли хозяева домов, где учили апостолы, своих соседей? Проповедовали ли апостолы «внутри домов», или же «во дворах», или же «на кровлях домов»? Мы не можем ничего ответить на все эти вопросы, поскольку Лука ничего не говорит об этом.

В-третьих, в Новом Завете говорится о разных частично описанных формах и структурах. Даже в рассматриваемом стихе (5:42) речь идет о двух формах служения апостолов: «по домам» и «в храме».