Триединство Бога

Определение

Учение о Троице – исключительно христианское учение. Только христианство провозглашает, что Бог един и в то же время состоит из трех Лиц, каждое из которых является Божеством. При поверхностном рассматривании это утверждение кажется противоречивым. Более того, учение о Троице в Библии не выражено «явно и полностью».  Тем не менее искренние верующие умы пришли к нему на основании свидетельств Писания.

Дать определение Троицы непросто. Иногда такие определения слишком подчеркивают лишь одну сторону триединства (либо единство, либо троичность). Одно из лучших определений предложено Варфилдом: «Существует только один истинный Бог, но в единстве Божества есть три совечных и соравных Личности, имеющих единую сущность, но различных по ипостаси».

Библейское основание учения

Единство Бога

Вера древних иудеев была строго монотеистической. Основное исповедание веры иудеев звучит так: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор. 6:4). Запрет идолопоклонства во второй заповеди (Исх. 20:4) также основывается на уникальности Иеговы. Другие тексты (Исх. 20:3; Втор. 4:35; 32:29; Исх. 45:14; 46:9) содержат требование верности Израиля одному лишь Господу.

Новый Завет утверждает единство Бога так же определенно, как и Ветхий (1 Кор. 8:4-6; Еф. 4:3-6; 1 Тим. 2:5-6; Иак. 2:19).

Божество из трех Лиц

О различии лиц Божества говорится прямо уже в Ветхом завете.

1.               «…Пролил Господь …серу и огонь от Господа» (Быт. 19:24); «И Господь сказал… спасу их в Господе Боге их» (Ос. 1:4-7). Здесь Господь и Господь – разные Лица.

2.               «…Придет Искупитель Сиона… говорит Господь» (Ис. 59:20). Божественный Искупитель – иное Лицо, чем Господь.

3.               «…Послал Меня Господь Бог и Дух Его» (Ис. 48:16; см. также Ис. 59:21, 63:9-10). Господь Бог и Дух Его – разные Лица.

Библия говорит не только о различии Трех Лиц, но также об их божественности.

ОТЕЦ

Божественность первого из них, Отца, как правило, не вызывает сомнений. Иисус Называет Бога Отцом. Он говорит: «Отец ваш Небесный» (Мф. 6:26, 19:23-26, 27-46; Мк. 12:17, 24:27). Совершенно очевидно, что для Иисуса Бог и «Отец ваш Небесный» — взаимозаменяемые понятия. И при многих других ссылках Иисус явно имеет ввиду Отца (Мф. 19:23-26; 27:46; Мк. 12:17, 24-27).

СЫН

Иногда ставится под сомнение божественное положение Иисуса Христа, но в Библии Он тоже представлен Богом. Одно из самых сильных свидетельств Писания в пользу божественности Христа – Флп. 2:6. Апостол Павел пишет, что Иисус, «будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу». Слово, переведенное здесь как «образ» — morfh,.,. Этот термин как в классическом, так и в библейском греческом языке означает «суть той или иной вещи или явления». Он подразумевает их подлинную природу. Слово morfh не следует путать с schma , тоже переводимым как образ, но в смысле общего вида и внешнего обличия, а не сути.

Другие апостолы тоже указывают на Божественную сущность Иисуса Христа. В Писаниях Иоанна это прежде всего Ин. 1:1; 1 Ин. 5:20; затем слова Фомы, который назвал Иисуса «Господь (Кюриос) мой и Бог (Теос) мой!» (Ин. 20:28); в Ин. 1:18 в ряде рукописей стоит не «единородный Сын», а «единородный Бог», и это чтение можно признать соответствующим подлиннику.

СВЯТОЙ ДУХ

Обоснование веры в божественность личности Святого Духа некоторые исследователи Библии считают проблематичным. Мы постараемся рассмотреть этот пункт более подробно, чем предыдущие два.

Итак, почему мы верим в то, что Дух Святой есть Бог?

А. Об этом говорят Его имена

Эти имена связывают Его с двумя другими  Лицами Троицы (в НЗ – 16 раз; напр., в 1Кор 6:11 Он назван «Духом Бога нашего», в Деян. 16:7 – «Духом Иисуса». Более того, Иисус сказал: «Я умолю Отца, и даст вам другого (греч. аллон ) Утешителя (Ин. 14:16); слово аллон означает «другой, но такого же рода», «в сущности такой же»; поэтому если Христос – Бог, то и другой Утешитель – тоже Бог.

Б. Он обладает божественными атрибутами

Всеведение (Ис. 40:13; 1 Кор 2:12).

Вездесущность (Пс. 138:7).

Всемогущество (Пс. 103:30).

Дух Божий участвует в сотворении человека (Иов 33:4).

В. Святой Дух действует как Бог

1.      Непорочное зачатие совершено Духом Святым (Лк. 1:35).

2.      Духом Святым вдохновлено Писание (2 Пет. 1:21).

3.      Дух Святой участвовал в сотворении мира.

4.      Дух Святой обличает мир о грехе, о правде и о суде.

5.      Дух Святой дает дары Церкви

Один из самых ярких стихов, свидетельствующих о божественности Святого Духа, — Деян. 5:3-4. Анания и Сапфира утаили часть суммы, вырученной из продажи своего имения, и деньги, положенные к ногам апостолов представили как полную выручку. В данном случае ложь Святому Духу (Деян. 5:3) приравнивается к обману Бога (Деян. 5:4).

В 1 Кор. 3:16-17 Павел напоминает верующим, что они – храм Божий и что в них живет Дух. В главе 6 он пишет, что их тела суть храм живущего в них Святого Духа (1 Кор. 6:19-20). Бог и Святой Дух выглядят как взаимозаменяемые понятия. Есть места, в которых Святой Дух ставится наравне с Богом: «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19), а также благословение Павла во 2 Кор. 13:13. Наконец, Петр в 1 Пет. 1:2 обращается к читателям как к «избранным по предведению Бога Отца, при освящении от Духа, к послушанию и окроплению Кровью Иисуса Христа».

Триединство

А. Понятия единство и триединство только на первый взгляд кажутся противоречивыми.

Б. 1 Ин. 5:7?

В. elohim – мн. Число

Г. Учение о Божьем образе в человеке.

В. Случаи (не столь прямые и явные) объединения трех лиц (Мф. 3:16-17; Лк. 1:35).

Д. Благословение (2 Кор. 13:13) и молитва Павла (Еф. 3:14-19).

Е. Евангелие от Иоанна – Троица просматривается наиболее отчетливо!

Чему подобна Троица?

Эта диаграмма изображает Бога в Трех лицах; каждое Лицо есть Бог, но каждое Лицо отлично от других Лиц.

Аналогия 1 – «вода – лед – пар».

Аналогия 2 – «солнце – свет – тепло».

Заключение

Учение о Троице – важнейшая составная часть нашей веры. Всем трем Лицам – Отцу, Сыну и Святому Духу – надо поклоняться, поскольку это триединый Бог. Тертулиан говорил, что учение о Троице раскрывается Богом, а не строится человеком. С точки зрения человека оно настолько абсурдно, что никто бы не смог бы придумать его. Об этом учении написано:

Попробуй объяснить его – и потеряешь рассудок;

Попробуй отвергнуть его – и потеряешь душу.