ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ЦЕРКОВНАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ

Начало церковной истории принято вести с IV в. по Р.Х., от ЕВСЕВИЯ КЕСАРИЙСКОГО, написавшего «Церковную историю» в 10 книгах. Однако первым сочинением по истории христианства является книга ЛУКИ «Деяния Святых Апостолов». Вероятно, были и другие авторы. Из историков II в. по Р.Х. известен ЕГЕЗИП (написавший пять книг церковной истории, не дошедшие до нас).

ЕВСЕВИЙ собрал и обработал массу документов и книг и написал обобщенную историю до 378 г. по Р.Х. В последующие века историки, в основном, ограничивались добавлением к этим книгам описаний дальнейшего периода. Так, в V в. историю дописал СОКРАТ (до 439 г.), ЕВАГРИЙ (до конца VI в.) и т.д.

Средние века знали мало исторических работ. В основном история церкви излагалась в связи с политической историей или касалось церковной истории отдельных национальностей («История франков» ГРИГОРИЯ ТУРСКОГО, ум. 595 г.; «Церковная история племен ангелов» БЕДЫ ДОСТОПОЧТИМОГО. ум.735 г.).

С XV века начинается оживление церковной истории. Появляется историческая критика, которой раньше не существовало, резко обостряются конфессиональные интересы.

Первая серьезная работа нового периода составлена в Магдебурге и называется Магдебургской центурией (т.к. разделена по столетиям). Ее писал коллектив ученых во главе с ФЛАЦИЕМ, и она охватывала 13 столетий. Эта работа вызвала целый поток исторических трудов католических богословов. В XVII веке появились обширные работы в реформистской церкви, позже — очень серьезные критические работы в Германии (как в лютеранской, так и в католической церкви) позже — во Франции (знаменитый ДЮШЕН) и в других странах.

На Востоке церковно-исторические труды практически отсутствовали до XIX века. В России интерес к церковно — исторнческим трудам почти не проявлялся до конца XVIII века, церковная история не преподавалась даже в богословских учебных заведениях. В XIX веке (особенно с 60-х годов) началось бурное развитие исторической науки, главным образом в Московской духовной академии под руководством проф. ГОРСКОГО, ФИЛАРЕТА ЧЕРНИГОВСКОГО, а позже, благодаря трудам профессора ЛЕБЕДЕВА, создается целая историческая школа. В Санкт-Петербургской духовной академии выступает БОЛОТОВ и БРИЛЛИАНТОВ, в Киевской духовной академии — братья ТЕРНОВСКИЕ.

С 1863 г. церковную историю ввели в курс университетов. Но в основном все труды русских авторов носят монографический, а не обзорный характер, и относятся либо к православию, либо к древней церкви. История западной церкви совершенно не описана. Только в конце XIX века в России стали появляться переводы книг по истории.