Дар Святого Духа-сила Нового Завета

Полное прощение грехов — не единственное благословение Нового Завета. Великим благословением является также дар Святого Духа. Действия Святого Духа проявлялись и в Ветхом Завете. Все то доброе, что было в Израиле и у других народов является, в конце концов, плодом Духа Святого, который обещан в Новом Завета каждому верующему, получившему прощение грехов.

Ученики Христа, безусловно, находились под действием Духа Святого, но дар Святого Духа они получили только в день Пятидесятницы. Это так же подтверждает и апостольское служение Ап. Петра, который, обращаясь к иудеям в день Пятидесятницы сказал:

«Покайтесь, и да креститься каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов — и получите дар Святого Духа» (Деян.2.38).

Конечно, покаяние и последующее водное крещение совершается не без действия Духа Святого на сердце и на совесть человека, но дар Святого Духа есть следствие как покаяния, так и крещения по вере. Дар Святого Духа означает также обличение особой силой свыше для служения в Царствии Божием, как это мы видим на примере Иисуса Христа. Вообще без Святого Духа невозможно ни духовное совершенствование, ни освящение. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить жизнь учеников Христа до дня Пятидесятницы и после. До Пятидесятницы они спорили между собой о том, кто из них больше; ученики Иаков и Иоанн намеревались огнем истребить самарян за то, что они не хотели их принять; все ученики оставили Иисуса в Гефсимании; в первосвященническом дворе Петр отрекся от своего Учителя и Господа, после смерти Христа ученики, из опасения от иудеев, собрались за закрытыми дверями и т.д. После сошествия Духа Святого нет ни одного случая явного отступления учеников от истины, за исключением Петра, который подвергался нареканию за лицемерие (Гал. 2.11-14).

Дар Святого Духа является небесным даром в противоположность духу одержимости. Тот, кто находится во власти злого духа, поступает и говорит так, как принуждает его к этому злой дух. Точно так же и человек, получивший дар Святого Духа, становится послушным рабом и служителем Божиим. Поэтому каждый верующий должен спросить себя, получил ли он Духа Святого как дар, или он в своей благочестивой жизни находится только под действием Святого Духа. Для этой самопроверки даны нам следующие слова Ап.Павла: «Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его» (Рим 8.9), Можно так же сказать и наоборот: тот, кто всецело отдал себя в собственность Иисуса, — имеет Дух Христов. Но до тех пор, пока наша духовная жизнь протекает лишь в сфере помыслов, добрых чувств и намерений, Святой Дух не может всецело управлять нами. Дух Святой может наложить Свою печать лишь в том случае, когда мы от души, добровольно и с радостью будем исполнять волю Божию. Божественный огонь нисходит только на святую жертву. О том, что может совершить дар Святого Духа с немощным человеком, свидетельствует нам Ап. Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». И еще: «Но все cue преодолеваем силою Возлюбившего нас» (Рим 8.37).

Бог пребывает в неприступном свете, но Его любовь, через действие Святого Духа становится вполне доступной и понятной в пределах нашего житейского опыта (Рим.5.5). О действии Святого Духа больше всего свидетельствуют нам две книги Нового Завета: Евангелие от Иоанна и Деяния Святых Апостолов. Евангелие от Иоанна свидетельствует нам о действии Святого Духа на отдельных людей, а Деяния Апостолов — на первоапостольскую Церковь в целом. Как свидетельствует эта книга, ни одно решение в первоапостольской церкви не принималось без указания Духа Святого. В деянии Апостолов о действии Святого Духа в первоапостольской церкви упоминается не менее шестидесяти раз.

Можно сказать, что Святой Дух предстает в Новом Завете как второе «Я» Иисуса: «Утешитель же. Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Ин. 14.26). Святой Дух и сегодня открывает верующим новые истины, которых ранее ученики не могли вместить (Ин. 16.12-14). Сегодня через Святого Духа мы слышим не только то, что говорил Иисус ученикам, будучи на земле, но и то, что Он хочет сказать нам сегодня. Таким образом, каждое поколение постигает истину Божию в той форме, какая ему доступна. Дух Божий наставляет на всякую истину (Ин.16.13). Эти слова Ап.Иоанна наводят нас на размышление о том, что Его наставление не ограничивается лишь богословием, но Он наставляет на любую истину в жизнедеятельности человека.

Нередко задается вопрос, существует ли подлинный прогресс в истории человечества. Конечно наличие технического и научного прогресса не вызывает никакого сомнения. Но как обстоит дело в нравственном мире людей? Вряд ли мы можем обнаружить здесь такие же следы прогресса, как в науке и технике.

Как Израиль был избранным народом, так и Церковь была избрана Богом, и ее духовно-моральный уровень намного выше ветхозаветного. Причина здесь в одном — Церковь пользуется обильными благословениями Ходатая Нового Завета. Если в Ветхом Завете израильтянин обращался к Богу, как к Владыке, то христианин в Новом Завете обращается к Богу, как к своему Отцу, дорогому и близкому. «А как вы — сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Лева, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын, е если сын, то и наследник Божий чрез (Иисуса) Христа» (Гал.4.6-7). О любви Божией к человеку Христос сказал в Своей Нагорной проповеди: «Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Бог Нового Завета может делать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем. Многие религии мира характеризуют Бога как высшее Существо, требующее от человека той или иной жертвы, о чем например, говорит Ветхий Завет.

Бог же Нового Завета открывается нам, как Бог любви и прощенья. «Любовь Божия к нам открылась в том,’ что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь чрез Него» (1Ин.4.9). Ныне во всем мире на всех языках и наречиях возвещается Евангельская весть о любви Божией: «Бог есть любовь» (1Ин. 4.8,16). Единственно, чего ждет Бог от человека Нового Завета, — это взаимной любви. «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4.19),

Евангелие открывает нам Бога как Отца, ищущего блудного сына. Это совершенно новое откровение, данное Богом. Призывы Бога к покаянию звучали в Ветхом Завете, но только Иисус учит о Боге, Который Сам ищет грешника и возвращает его в отчий дом. Отныне согрешающий согрешает уже не против Закона, а против любви Божией, против Самого Бога. Новый Завет, как завет любви и прощенья, осуществляется Богом на протяжении многих веков. В послании к Ефесянам Апостол Павел говорит верующим о нарастающей силе благодати Божией: «Дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе» (Еф. 2.7). В течение многих веков Бог изменяет в своей основе ветхую природу нашу, чтобы мы «соделались причастниками Божеского естества».