Христианство, прокладывавшее себе дорогу на Руси мечом и огнем, пыталось выжечь, искоренить грубое язычество. В этой нелегкой борьбе в чем-то победу одержало христианство, но в чем-то язычество подавило христианство, вплетаясь в него, точно дикий плющ в крону маслины.
Особенно хорошо это видно на современном обряде погребения, который, даже пройдя коммунистическую чистку, сохранил в себе печать древнего язычества. И не случайно, ведь для язычников это был главный, первостепенный обряд. Важнейшим он остался и в христианской Руси, почти не меняясь в языческих деталях и, что существеннее, своем отношении к смерти. Он сохранил в себе и трепет перед смертью — безжалостной костлявой старухой с ее косой, подрубающей жизнь; и поклонение остывшему телу, в котором еще недавно обитал человеческий дух; и мгновенно возникшее уважение к этому духу, которого при жизни духа в теле не испытывали; и желание просить у умершего прощение за обиды, говорить в его адрес торжественные слова на поминках, скрупулезно вспоминая много хорошего, будто желая задобрить…сорокоуст, 40 дней после смерти, 9 дней со дня смерти и другие…
Сорокоуст
В церкви заказывают отпевание, а после погребения — ряд молений об «упокоении», всенепременно сорокоуст — молитвенную службу, состоящую из 40 литургий, на сорок дней. Сорокоуст — такие же отголоски и дань языческим верованиям, как великая скорбь и траур по умершему. Ведь в древности именно сорок дней длилось время плача язычников по умершему. «Вытье, голошение», которым издревле провожали в последний путь, до наших дней сохранилось в народе. С великим изумлением можем увидеть мы сегодня, как не только деревенские женщины, но и вкусившие городской цивилизации, и даже молодые, голосят не своим голосом во время траурной процессии, бросаются в свежевырытую яму, желая, как и древние язычницы, быть похороненной вместе с мужем.
Если вдова на похоронах мужа не воет, мы начинаем если не осуждать ее, то уж внутренне недоумевать — это точно. Глубоко запрятанное в нас язычество сигнализирует: что-то с ней не так. Положение вдовы на Руси, надо заметить, всегда было самым незавидным. Хорошо еще, что христианству удалось искоренить обычай хоронить ее, бедную, живьем вместе с мужем. Но представление о том, что со смертью своего господина жить ей уже больше незачем, даже если детей надо растить, в подсознании нации засело прочно. Вдове предписывалось год носить глубокий траур (только черная одежда без каких бы то ни было украшений), затвориться дома, как в могиле, и скорбеть. Вдовцам и осиротевшим детям делалось послабление — полгода глубокого траура.
Как далеко все это отстоит от того, что заповедал нам Господь. Как непохоже на то, что сказал Он нам устами апостола Павла: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13–14). То есть радоваться бы надо, что умерший во Христе, соединяется с Господом, для него прекращаются земные тяготы и мучения, он получает наследство на небесах, обещанное всем верующим. Верующий во Христа имеет надежду, поэтому если и скорбит (действие смерти способно наносить душевные раны и вызывать глубокую скорбь), то недолго. Скорбь его обязательно будет светла — это не темное чувство безнадежности, разрушающее душу. Оно освещено затаенной радостью от обещаний Христа, Который и утешение приносит.
Обращает на себя внимание современное устройство домовины. Если разобраться, оно почти не претерпело изменений, несмотря на то, что устои общества менялись кардинально. По любому обряду, гражданскому или церковному, гроб выглядит как уютная постель, в которой есть удобная подушка (ее полагается набивать только сеном), красивое покрывало. Как и встарь, принято класть в гроб какие-то предметы, связанные с любимыми занятиями усопшего — очки, чашку, вышивание, инструмент, поделки. Вот вам и проявление культа мертвых, до кочевавшего до наших дней.
9 дней со дня смерти
Принято у нас устраивать поминки на 9 дней со дня смерти, а так же сорок дней после смерти, отмечать полгода и год, дни рождения умерших как живых. Многие искренне верующие христиане убеждены, что в течение девяти дней после того, как душа оставила тело, она не отправляется на небеса, а только ждет этого, витая над землей в тоске и горе по утраченному телесному дому. Это также дни скорби всех, кто знал ее и обязанность молиться, чтобы душа перестала тосковать по земному существованию, а в предвкушении райского блаженства, которое ждет ее, восхваляла Бога за приготовленные радости.
Именно на девятый день происходит будто бы перелом, душа укоряет себя за суету и привязанность к временному, тленному, она покидает земные просторы. Видимо, путешествие это занимает тридцать один день — считается, что только на сороковой день душа предстает перед Господом и решается ее судьба: где, в каком месте будет она находиться до дня второго пришествия Иисуса Христа и конца века. Таких мест, как известно, два: одно из них — рай, где блаженство, другое — ад, где муки вечные. На сороковой день заканчивается и сорокоуст или «сорочина» в просторечии. Все усилия церкви и родственников в этот день сосредоточены на том, чтобы помочь душе оправдаться на частном суде. Для этого заказывается панихида, устраивается пышное застолье, где собравшиеся восхваляют умершего.
Традиции девятого и сорокового дня — самые верные признаки всего русского и православного, где бы оно ни присутствовало. В Священном Писании нет ни одного слова, которое такие обычаи оправдывало бы. Впрочем, православная церковь и не утверждает, что сверяется здесь со Словом Божьим. Представления о путешествии души в загробный мир, этапах этого путешествия базируются не на Библии, а на преданиях святых старцев, которые в видениях, вызванных изнурительными постами и продолжительными бдениями, получили будто бы достоверные знания о девятом и сороковом дне. Библия же ничего не говорит об этих днях, так же как и о судилище, которое совершается в это время над душой. И если не притягивать к этой теории за уши отдельные цитаты, не пытаться открывать тайный смысл в притчах, которые вовсе о другом, то концепция девяти и сорока дней просто развалится.
Покойник выносится ногами вперед
Языческая традиция — выносить покойника из дома ногами вперед. Чтобы видел, куда его несут, но не видел откуда, чтобы не мог «запомнить» дорогу назад. Сюда же можно отнести правило не выносить гроб раньше полудня и после заката. В его центре культ Солнца — Молоха, который будто бы и уносит душу умершего вместе со своим светом. Цель та же — чтобы дух покойного не вернулся и не забрал с собой дорогих и любимых людей. По этой же причине не разрешается близким родственникам нести гроб и закапывать могилу. Но зато они обязаны сопровождать его, находясь рядом, поблизости, когда покойного везут или несут до кладбища — этим выказывается уважение умершему.
После того как могилу зароют, все угощаются вином (по русской традиции водкой), обязательно кутьей (это блюдо готовят также на православные Рождество и Пасху) и легкой закуской. Остатки пищи и питья оставляют покойнику. Свеженасыпанный холмик русской могилы всегда будет украшать рюмка водки, покрытая кусочком хлеба. Рассыпают крошки хлеба, кутью и конфеты — это для птиц. Раньше их олицетворяли с крылатыми душами ранее умерших людей. Птиц-души необходимо задобрить, чтобы они были в хорошем расположении и благожелательно приняли новопреставленного в свое общество.
Железное правило — на другой день вдова должна прийти на могилку. Формально — поправить холмик, проследить за цветами и венками. По сути, принести новую еду, «покормить» усопшего. Как правило, это снова кутья, кусочек свежего хлеба и вино. Множество людей твердо исполняют эти обычаи, хотя не в состоянии объяснить, зачем это делают.
Есть и такое правило: о мертвых говорить или хорошо, или ничего. Оно тоже имеет глубинные оккультные корни. По представлениям древних людей, души умерших сливались со стихийными духами, приобретая власть и могущество. До сих пор на подсознательном уровне живет это чувство, что перешедший в другой мир приобретает другое, высшее значение и может повелевать живущими. Боязнь, что этот могущественный дух умершего, который в прежней жизни был с нами знаком, может быть разгневан нашими плохими отзывами о нем, породила традицию хвалить и задабривать его. Впрочем, как и множество других, связанных с правилами постоянного поминовения мертвых на Пасху, Радуницу, родительские субботы. Все они направлены на то, чтобы мертвый продолжал жить среди живых, будто и не уходил, чтобы не прекращалось общение живых и мертвых. Этим символизируется их нерасторжимое единство.
Что такое смерть
Писание много говорит о смерти. И определенно сказано, что наш Бог не есть Бог мертвых, но живых, и у Него все живы. Все будут жить вечно. Мы были созданы Богом для вечности и беспредельного, ничем не ограниченного общения с Ним. Существовала одна заповедь: не делать греха, чтобы не получить расплату за него — смерть. Человек совершил грех, упал в глазах Бога, и по слову Бога воцарилась на земле смерть. Иисус победил смерть, первым воскреснув из мертвых для того, чтобы и мы, верующие в Него, могли проделать тот же путь. «Ибо, если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскресши из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти» (Рим. 6:5–9).
Так или иначе мы, если иметь в виду нашего внутреннего человека, будем жить всегда. Весь вопрос: где мы проведем вечность? С Господом или навеки отлученные от Него. И чем больше мы будем участвовать в ритуалах, идущих от древних языческих верований в загробный мир, тем меньше шансов у нас после земной жизни оказаться в присутствии Господа.
Думаю, что к смерти практически во всех религиях отношение трепетное и почтительное. Однако в христианстве погребение имеет какой-то особенный символизм, отличающийся от других верований.
Смерть это всего лишь перевоплощение, душа покидает свое тело и обретает какую то новую форму. Именно поэтому к ней нужно относиться с уважением, иначе душе потом не будет покоя.