Деревянная колыбель человечества

Надо сказать, что в отношения между человеком и деревом с самого начала был заложен мистический характер. Это вполне объяснимо — 4/5 суши в начале истории были покрыты лесами, у которых человек вынужден был отвоевывать жизненное пространство. Даже и теперь, когда эта многовековая война приближается к победоносному для людей финалу, еще остается почти половина площади земли, занятой лесами.

При всем усердии человека и изощренности его ума, ему не удалось полностью истребить зеленую жизнь, заключенную в миллионах деревьев. А когда они царствовали на планете, языческое естество людей не могло не наделять могущественные растения, чья жизнь составляла основу природы, божественной силой и способностью влиять на их судьбы.

Надо отметить, что зеленая колыбель человечества была и прототипом храма. Кроны деревьев — эти зеленые храмовые своды слышали много молений людей. Изгнанный из рая и напуганный последовавшей после этого страшной и опасной жизнью, человек всегда молился Богу, Которого еще смутно помнил. Самые ранние моления происходили на природе, среди леса. И поскольку человек, изгнанный из рая, прекрасно понимал, что не способен выжить без Бога, а представление об Отце стало быстро утрачиваться, то окружающий лес и природа в его слабом сознании чудовищным образом трансформировались и приняли черты бога.

Отголоски языческих верований, в основе которых почитание лесных духов, легко обнаруживаются среди диких народов Африки, Австралии, Южной Америки. Так, папуасы Новой Гвинеи перед тем, как срубить дерево, с грозными воплями бросают в его крону камни, чтобы отогнать и испугать духа, которому грозит печальная перспектива лишиться своего жилища. В Заире (и не только там) во время ритуальных танцев неистово бьют в деревянные барабаны, потому что верят: дух дерева, живущий в барабане, и дух пляски при известных ритмах объединяются, образуя великую силу, способную вызвать дождь, избавить племя от эпидемии, помочь в охоте.

Оказывается, появлению шоколада мы обязаны магическому ритуалу, также связанному с деревом. Древние индейцы из плодов священного дерева изготавливали пищу для своих богов — чоколате. Поклонялись же они идолу змея и весь до капельки чоколате отдавали ему. Трудно сказать, кто первым потерял всякий страх и кощунственно осмелился попробовать то, что едят боги. Скорее всего, это были жрецы, вынужденные в муках обонять во время ритуала щекочущий ноздри запах чоколате. Пища богов вскоре стала достоянием многих. Лакомство настолько парализовало волю человека, что несмотря на страшные запреты его стали со сладострастием поедать не только служители культа, но и простые смертные. И теперь оно хорошо известно всему миру. Богам пришлось смириться с тем, что у них похитили восхитительное угощение, но, проявляя свой жестокий характер, они порой жестоко мстят людям за это, награждая неумеренных сладкоежек подагрой, диабетом, разрушением зубов.

В Индии магической силой наделялись плоды кокосов. Женщины, которые не могли забеременеть, приносили их в храм, чтобы освятить, после чего съеденный кусочек мякоти производил ожидаемое действие. Французские монахини наоборот — стремились забыть о всем плотском и греховном, особенно связанном с блудом, то есть сексом по-нашему. Для этого они пили отвар папоротника, и дело тоже не обходилось без ритуалов. Папоротник собирали в строго определенное время, причем короткое, над ним произносили особую молитву, повторяя ее положенное число раз. После этого, как свидетельствуют средневековые литературные источники, дьявол и бесы оставляли свои попытки совратить монахинь, и бесовские видения изощренного блуда более не преследовали их. Душа обретала необходимый покой и равновесие.

Надо ли говорить, что жизнь русского человека, призванного жить в самой гуще лесного океана, была тесно связана с деревом от колыбельной зыбки до гробовой доски. Языческая любовь к дереву, замешанная на ненависти, позволяющая сводить на нет наши леса, до сих пор в сердце каждого русского человека. Среди россиян конца ХХ века не меньше «деревянного» язычества, чем в диком племени Заира или скандинавов эпохи друидизма. Не зря ведь самое любимое наше занятие — стучать по дереву, чтобы не сглазить собственные слова. Этим замечательным средством против злых духов, беду приносящих, одинаково усердно пользуются как безграмотные старушки, так и остепененные доктора наук. Особенно часто применяют его деятели искусства и культуры.