Зло и жажда добра

Человек выбрал зло

Что говорит Бог в Евангелии? Человек — мое творение, которое Я создал, чтобы общаться с ним. Человек отвернулся от Меня, он грешен, слаб, немощен и не способен не только сам спасти себя, но даже защититься. Человек выбрал зло. Но Я так люблю его, что отдал на муки и казнь Иисуса Христа — Сына Своего единородного, лишь бы человек не погиб в своем отречении, а жил со Мною вечно прекрасной и радостной жизнью (Ин. 3:16).


Какая удивительная и вдохновляющая перспектива — жить вечной жизнью с Богом! Поставлено только одно условие — верить в Иисуса Христа как нашего Спасителя. Но именно оно для многих становится препятствием, которое так трудно преодолеть. Люди готовы верить во что угодно, самую нелепую ложь — будто спасает что-то или кто-то, но не Господь Иисус Христос. Люди отвергают Христа, предоставляя свое сердце чему-то другому. В этом вся суть современного идолопоклонства.

Все мы — дети Бога, а Он — наш Отец, Который, как и любой отец, желает видеть своих детей послушными и благополучными, игнорирующими зло, потому что не хочет, чтобы им было плохо и чтобы они попали в беду из-за своего непослушания. «Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?» (Евр. 12:9).

Первое, с чем приходится согласиться, когда начинаешь читать Библию: есть, кроме видимого, материального мира, который можно пощупать, понюхать, потрогать, другой — невидимый, духовный. Среди героев и персонажей Библии мы находим и людей, и существ духовных — ангелов, демонов, Бога, сатану. Они живут вместе одной жизнью и всегда взаимодействуют. То, что мы не можем осязать и ощущать невидимый метафизический мир, вовсе не значит, что его нет, как утверждают материалисты. Просто пока мы упорствуем в неверии Богу, мы духовно мертвы, и духовный мир с его законами закрыт для нашего познания.

Зло и духовные законы

Духовная жизнь подчинена законам, как и материальный мир подчинен законам. Те и другие установил Бог. «Я создал землю и сотворил на ней человека; Я — Мои руки распростерли небеса, и всему воинству их дал закон Я», — говорит Бог (Ис. 45:12). Действие духовных законов так или иначе проявляется в материальном, видимом мире в виде событий, физических явлений, образов. Библия — учебник, по которому Бог учит нас духовным законам через видимые реалии мира, в котором мы живем. Ведь этот мир, природа, нас окружающая, и ее порядок — тоже откровение Бога, которое было дано раньше Библии.

Можно опять же отрицать существование Божественных духовных законов, можно утверждать, что они нам не нравятся, не согласуются с нашими понятиями о справедливости и добре. Но это ничего не меняет. Все мы вкупе с остальным творением Божьим попадаем под действие духовных законов точно также, как и под действие физических. Разница между нами и другими созданиями Божьими (крокодилом, птичкой, деревом) в том, что последние находятся в святом повиновении Творцу, беспрекословно исполняя Его волю и тем прославляя Его постоянно, а мы, получив от Бога разум и волю, рассуждаем о Его справедливости, бунтуем, отвергаем Божий порядок. Но незнание или невыполнение этих законов точно также не освобождает нас от наступающей после этого ответственности, как и в случае с уголовно-процессуальным правом. Сеящий зло и раздоры получает зло и раздоры, делающий добро вознаграждается добром. Это духовнонравственный закон, который много раз можно встретить в Библии. «Грешников преследует зло, а праведникам воздается добром» (Прит. 13:21). Или: «Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды» (Прит. 12:13).

В Новом Завете этот закон сформулирован в виде предупреждения-заповеди: «Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем» (1 Фес. 5:15). Бог воздаст каждому по делам его (Рим. 2:5–6). Тот, кто не верит, что, совершив зло, обидев и ударив беззащитного, получит еще более сильный ответный удар от кого-то другого, подобен человеку, вздумавшему отрицать закон земного притяжения. Гравитация? Покажите мне ее, что-то я не вижу никакой гравитации. А раз так, то поставлю-ка я свой шкаф на потолке — очень хочется. Отрицание законов духовной жизни — такой же шкаф на потолке, который рано или поздно упадет на голову отвергающего гравитацию.

Зло разрушает веру

Второй важный момент: именно духовная сфера все определяет в сфере материальной. А не наоборот, как учит материалистический атеизм. Решающее значение в любых событиях и явлениях принадлежит Духу Божьему или духу демоническому, которому мы на тот момент даем место в своей душе. Кто знаком с постулатами атеизма о первичности материи и вторичности сознания, видимо, будет разочарован. Но вопреки марксистским теориям, дух главенствует. Над чем? Чтобы ответить на этот вопрос, придется разобраться в том, как мы устроены. Кто-то из читающих, возможно, это знает, но кто-то и нет. Поэтому пройдем кратко этот урок и сверимся в установках.

Бог создал человека по образу и подобию Своему. Бог Триедин — Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой. Он Един и вместе с тем составляет три самостоятельные личности. Понять это ограниченным разумом падшего человека абсолютно невозможно. Споры по поводу триединства Бога ведутся богословами от начала церкви, приводя к ересям. Но не стоит вдаваться в эти споры, которые суть зло и дела сатанинские. То, что мы не понимаем и не можем понять, надо принять в простоте веры, которую и ожидает от нас Бог. И если мы поверим, что человек создан по образу и подобию Бога (а в это верит подавляющее большинство людей, даже, как ни парадоксально, отрицающих свою веру в Бога), то можно представить себе это триединство, посмотрев на самого себя. Человек ведь тоже триедин: тело, душа и дух. Каждая из этих частей — тело, душа и дух — имеют свое выражение, самостоятельны и в то же время не могут существовать одна без другой.

Еще глубже: образ и подобие Божье — это также триединство нашей души: надсознание, сознание, подсознание или бессознательное. Но об этом устройстве мы более подробно будем говорить позже.

Душа меняется под действием духа, как пластилин под пальцами скульптора. Она становится темной, ущербной, разрушается от действия злых, демонических духов и приобретает целостность, прекрасные черты, реализует дарования через действие Святого Духа, преобразовываясь, обновляясь и, главное, спасаясь. Итак, Дух, духовное начало главенствуют и они — первопричина нашего поведения. Материя, плоть тленны и временны, дух вечен, «ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор. 4:18).

Устройство, которое дал нам Создатель, таково, что все три составляющие нуждаются в пище. Тело — в физической (хлеб, мясо, огурцы, пирожные), душа — в душевной (театр, музыка, дружеское общение, чтение книг, любование природой), дух — в духовной (книга и кинофильм тоже могут быть духовной пищей, только пища эта есть тот дух, который в них заключен, скажем, дух добра, любви, радости или дух ненависти, страха, боли).

Пробовали вы когда-нибудь не есть день или три дня? А пять, десять? Наверняка, что-нибудь подобное случалось. Чувство голода, мучительное и невыносимое, знакомо каждому человеку. Такой же духовный голод испытывает человеческий дух, который, по описанию Библии, — сосуд, чаша, черепок, одним словом, какая-то емкость. «Горе тому, кто препирается с Создателем своим, черепок из черепков земных!..» (Ис. 45,9), «И сосуд, который горшечник делал из глины, развалился в руке его… Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? Говорит Господь…» (Иер. 18:4–6). Перед нами физический образ глины и горшечника, который лепит из нее сосуды. Бог тоже Горшечник, Который создал наши духовные сосуды.

Новый Завет, перекликаясь с Ветхим, еще более определенно выписывает этот образ: «А ты кто, человек, что споришь с Богом? Изделие скажет ли сделавшему его: «зачем ты меня так сделал?» Не властен ли горшечник над глиною, чтобы из той же смеси сделать один сосуд для почетного употребления, а другой — для низкого? Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников?» (Рим. 9:20–24)

Сосуды чести

Итак, мы — «изделие», творение Бога, которое Он создал для Себя, вернее, для Своего употребления. В этом описании мы встречаем сосуды гнева и сосуды милосердия, суть, людей внутренне гневливых, способных на зло или милосердных. В другом месте они описаны как сосуды чести. «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» (2 Тим. 2:20–21).

Итак, наша духовная составляющая подобна сосуду, некоей форме, желающей быть наполненной. Сосуды жаждут наполнения — таков замысел Великого Горшечника. Поэтому для духа больше подходит слово «жажда», которая утоляется «водой», физический образ которой также проходит через всю Библию. Но лучше всего об этой особой жажде говорит Иисус самарянке, повстречавшейся Ему у колодца: «А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек, но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:14).

Духовной жаждою томимы на земле все люди, независимо от их образования, социального положения и профессии. Эту духовную жажду — стремление узнать истину, справедливость, правду (а вовсе не развлечься в театре или над книгой) тоже заложил в нас Творец. Никто не рождается на свет без желания познать, где есть истина, потому что он должен ею постоянно руководствоваться. И что самое важное, нет специальных учебных заведений, где проходят курс повседневного утоления духовной жажды с выдачей документа об образовании. Каждый вынужден сам постигать эту науку, день за днем отвечая на непростые вопросы, поставленный перед необходимостью выбора. Всем своим поведением мы показываем, что признаем за истину.

Простить соседа — не простить, дать взаймы сослуживцу — не дать, солгать во благо или сказать жуткую правду, похожую на зло, обижаться на обидевшего нас, мстить ему или пожелать добра… Никто — ни президент, ни няня детского сада не свободны от необходимости делать подобный выбор, причем сотни раз в день. Делаем мы его и поступаем в соответствии с тем представлением об истине, которое носим в своих сосудах, — так вершится наша судьба и суд.

Выбор между добром и злом

Человек должен делать выбор, и он его делает, руководствуясь тем духовным содержимым своего внутреннего сосуда — представлением об истине, добре и зле, — которое имеет в данный конкретный момент времени. По большому счету это очень жесткий, альтернативный выбор между светом и тьмой — двумя полушариями духовной сферы. В этом по Библии значение суда. «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы. Ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы; А поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3:19–21).

Человек сам себе собирает дело для суда. Бог предлагает нам свет, который есть истина и правда, но если мы возлюбили тьму, то не пойдем к свету, потому что свет покажет (обличит) наше зло и неправду. Выбирая тьму, мы заранее подписываем себе обвинительный приговор суда.