Сергей Санников
ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА
ЕВАНГЕЛИЯ И ПОСЛАНИЯ
Бесценным достижением начальной эпохи христианства являются Евангелия и Апостольские послания. Как известно, во второй половине I века по P.X. существовала обширная литература, описывающая жизнь Иисуса Христа, а также наставления Апостолов в форме писем к общинам или к отдельным христианам.
Двадцать семь из общего числа находящихся в чтении книг, было написано под руководством и опекой Духа Святого, хотя авторы вряд ли это осознавали. Только с течением времени стала очевидной разница между чисто человеческим жизнеописанием Иисуса Христа и описанием, сделанным по внушению и под водительством Святого Духа. Эти 27 книг со временем составили канон Нового Завета. Остальные книги этого периода получили название апокрифических (от греч. «апокриф»— тайные, подложные, неизвестного происхождения).
В настоящее время известно, что наряду с каноническими книгами, в первохристианских общинах читались апокрифические евангелия, деяния, послания и даже откровения. Наиболее известными были следующие.
1. Логии, т.е. отдельные изречения Иисуса Христа.
Они первоначально заучивались слышавшими их, а затем были записаны без всякой системы. Часть из них совпадает с евангельскими изречениями, а часть представляется сомнительной.
2. Евангелие от Петра — жизнеописание Иисуса, сделанное Ап. Петром.
О нем упоминает Евсевий в своей «Церковной истории», написанной в начале IV в. по Р.Х. Текст этого евангелия близок к синоптическим. Решительный стиль и некоторые подробности позволяют думать, что сочинение написано An. Петром, однако имеющиеся легендарные подробности и некоторая несогласованность с каноном указывают на чисто земное происхождение. Аналогичные замечания можно высказать о «Евангелии от Евреев» и «Евангелии Египтян», которые содержат свободный пересказ евангельских событий.
3. Известны также многочисленные гностические евангелия, дошедшие как правило, в отрывках.
Это «Евангелие Филиппа», «Евангелие Евы», «Евангелие Марии» и др.
4. Существуют также хорошо сохранившиеся так называемы частичные евангелия.
Их авторы ставили перед собой цель рассказать не о всей деятельности Христа, а только о «пробелах» жизни Иисуса: его детства и истории страданий. Они мыслились не как конкурирующие, а как дополняющие канонические Евангелия, уже тогда пользующихся весьма большим авторитетом. Многие исследователи относят их написание ко II столетию по Р.Х., однако аргументированными данными о времени их создания наука не располагает.
Это «Протоевангелие Иакова» о рождении Марии и ее жизни до вифлеемского уничтожения детей, а также «Евангелие Фомы», израильского философа, о детстве Христа. Оно описывает чудеса, совершенные Христом в промежуток от 5 до 12 лет. Из евангелий, описывающих историю страдании Христа (их иногда называют евангелиями Пилата), наибольшей популярностью пользовалось «Евангелие Никодима».
5. Существует обширная апокрифическая литература Деяний Апостолов.
Это так называемые «Деяния Апостола Павла», в первой части, в основном, совпадающие с каноническими Деяниями, а во второй — описывающие жизнь и кончину Павла в Риме.
Известны также «Деяния Петра» и «Деяния Иоанна». Все эти деяния изобилуют многими фантастическими подробностями, часть из которых вполне могла быть реальностью.
6. Широко распространялись в I и II в. по Р.Х. письма Апостолов.
Они вполне могли быть написаны Апостолами. Например «Послание к Лаодикийцам» и «Третье Послание к Коринфянам» Ап. Павла и др.
7. Ожидание грядущего суда Божия породило большое количество апокрифических откровении.
Они часто представляли чудовищные картины, изображающие ад и небеса. Самым знаменитым сочинением этого жанра является «Откровение Петра».