ПИСАНИЯ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

ПИСАНИЯ МУЖЕЙ АПОСТОЛЬСКИХ

К посланиям Апостолов непосредственно примыкают, написанные в той же литературной форме, послания их учеников — так называемых «мужей апостольских». В основном они написаны в конце I в.—первой половине II в. по Р.Х..

1. Древнейшим сочинением этого рода, хотя и ставшим известным только в прошлом столетии, является «Дндахэ», т.е. «Учение 12 Апостолов».

Это короткое произведение, автор которого неизвестен, содержит предписания для внутрицерковной жизни, а также духовные наставления. Вероятнее всего, оно написано в конце I в. по Р.Х..

2. «Послание Варнавы».

Первое время было анонимно, а позже приписывалось переписчиками Апостолу Варнаве, спутнику Ап.Павла. Содержит 21 главу, где в неумеренно аллегорической форме объясняется Ветхий Завет и доказывается ненужность для христиан ветхозаветних предписаний (субботы, постов, обрезания и т.д.). Носит резкий антииудейский характер. Вторая часть этого произведения, напоминающая «Дидахэ», описывает путь света и тьмы. Большинство историков датирует это послание ок. 130 г. по Р.Х.

3. «Послания Климента Римского».

«Первое послание Коринфянам» содержит 60 глав и составлено, по преданию, Климентом, третьим или четвертым епископом Рима, очевидно ок. 100 г.по Р.Х.. Представляет собой послание Римской церкви в Коринф по поводу возникших там раздоров и выступлений против пресвитеров. Это послание является одним из самых древних и достоверных произведений. В ранней церкви много раз встречается в списках канонических книг.

С именем Климента связано также большое количество книг, содержание и происхождение которых заставляют сомневаться в их авторстве. Это «Второе Послание Коринфянам», которое,, как стало ясно после обнаружения его второй половины, представляет собой древнейшую гомилию (т.е. проповедь), сказанную в Коринфе, судя по языку и содержанию, значительно позже, чем жил Климент, это также «Послания к Девственницам», «Апостольские постановления» и другие письма, называемые Климентины.

4. «Послания Игнатия Антиохниского».

Написаны вторым или третьим епископом Антиохии Сирийской — Игнатием Богоносцем — в начале II в. по Р.Х. Представляют собой семь посланий, написанных в узах на пути из Антиохии в Рим. где по приказу императора Трояна он был брошен на растерзание диким зверям.

Послания адресованы общинам, выражающим сочувствие Игнатию в его узах. Содержат благодарность за оказанную помощь и любовь, предостережения от лжеучителей, духовные наставления. Пронизаны готовностью к добровольному мученичеству и подчеркиванием роли епископа как единоначальника в общине. В первохристианской церкви эти послания пользовались глубоким уважением.

5. «Послание Поликарпа Смирнского».

Оно написано Поликарпом, учеником Апостола Иоанна, как письмо Филиппийской церкви, в ответ на ее просьбу сообщить судьбу и содержание письма Игнатия Антиохийского. Содержит духовные наставления и сожаления о пресвитере Валентине, уклонившемся в сребролюбие. .

6. «Пастырь Ерма».

Это апокалиптически написанное наставление христианам к покаянию и благотворительности. Представляет собой ряд видений и откровений в аллегорической форме. Древние кодексы (Мураториев канон) указывают, что автором «Пастыря» был брат римского папы Пия I — Ерма. Написан в Риме, вероятнее всего ок.150 г. по Р.Х. Во многих местах «Пастырь» читался наравне с каноническими книгами.