Интересно как квалифицировать Филона Александрийского, еврей, но многое взял с греческой философии. Поэтому я решил поставить его на последнем месте в греко-римском разделе. Для Филона Бог источник добра и зло Ему отвратительно. Бог не имеет материи, поэтому Он призвал другие силы для сотворение человека. Бог не властен над злом и не может его наказать.
Душа человека создана Богом и является рефлексом Бога. Душа “частица божественного разума” и “является эманацией мировой души” (Еврейская Энциклопедия 1991 т. 15: 262). Филон называет Бога – свет и источник, Который питает жизнь человеческой души (там же). Филон считал, что души живут в пространстве. Верхние слои заполняют души ангелами и демонами (Sjmniis, 1.642. взято там же: 264). Недалеко от земли находятся души, которые входят в тела бренные. Человеческие души были когда то ангелами или демонами. Тело – источник всех пороков, тюрьма для духа, который тащит за собой душу, и после смерти тела, душа, наконец то, получает настоящую жизнь. Тело требует пищу. Тело не так уж плохо, благодаря ему душа приближается к познанию мира посредством пяти чувств. Филон отмечает наличие у человека двух духовных направлений, одно из них тянет к чувственному и земному, а другое к небесному. Филон называет земное чувственностью, а небесное разумом. Чувственность находится в теле и является необходимым, как путь опытного восприятия. Разум должен руководить чувственностью, т. к. разум часть духа, которая устремлена к неземным вещам. Бог дал разум в дар для человека. Разум представляет мужскую природу души. Главные достоинства разума: память, суждения и язык (там же: 264-265). Входя в тело, душа теряет свою чистоту, хотя и стремится к вышнему. Филон не объясняет является ли тело злом, но он видет в нем источник опасности (там же). Филон определяет можно ли отнести чувственность к злу или оно только является средством для зала, но чувственность- источник страстей и желаний и эти низкие желания могут привести душу к погибели (там же). Страсть и желания живут в груди или в брюшной полости. Человек в своем этическом развитии проходит через много ступени. В начале своего ути этического развития , по Филону, морально безразличен, “голый” и “средний” (там же). Бог работая с человеком готовит души к добродетели, показывая в земной мудрости и добродетели прообраз небесной мудрости. Мужчина (разум) вечно не может находиться в таком состоянии, это продолжается до тех пор, пока мужчина не встречает женщину (чувственность) и им овладевает страсть и желание. Что делать, когда в мужчине просыпается сознания долга? Перед ним открываются два пути поведения. 1) Чувственная жизнь. Разум порабощается чувственным удовольствием. Все устремления к Богу и добродетелям подавляются и приводят душу к моральной смерти. Душа страдает и мучится, потому что нет в ней ни одной здоровой частицы способной исцелить ее. Потеря самосознания и суждения являются крайними точками чувственного состояния. Такой человек возводит свое “я” на пьедестал, с которого он может повелевать и небом и землей. Богатство становится высшим благом для такого человека. Его сердце располагается к софистике, покушаясь на истину и извращая слово (там же). 2) Путь разума. Для Филона образцом человеческого обращения от чувственности к разуму есть Авраам. Филон считал, чток божественному можно прийти тремя путями: учение, практика, природная доброта. Путь учение делится на три стадии а) физика и естествоведение б) изучение грамматики, геометрии, астрономии, риторику, музыку, логику В) философия. Когда человек находится на втором уровне знания, он не должен останавливаться на этой стадии, потому что человеку невозможно достичь полного познания в “средних искусствах”, но человек почитающий знания будет стремиться к философии. Философия дает понимания конечного и бесконечного, смерти и бессмертия. Человек понимает, что мудрость выше софистики и единственное достойное занятие для мудреца – размышление над этикой (там же). На высшей ступени человек может познать Вечного Бога (там же: 266). Второй шаг на пути к совершенству- практика. Моральное поведение человека ведет к достижению высшего добра. Прежде всего необходимо прийти к перемене в понимании, отвернуться от чувственной жизни. Для Филона это ассоциировалось с исчезновением Еноха (Быт. 5:2). Филон уверен, что в Библии есть масса людей которые достигли совершенства, например, Исаак (там же: 267). Понятие Филона о добродетели имеет много общего со стоическим учением, хотя он не уверен, добродетель – полное бесстрастие или умеренность (там же). Но главное отличие Филона от стоиков заключается в том, что этика неотрывно связано с религией. Основная добродетель – “благость”, она включает в себя четыре добродетели — благоразумие, мужество, самообладание и справедливость (там же). Человеку невозможно найти добродетель собственными силами. Бог дает человеку семена добродетели и взращивает их. Условие достижение совершенства – почитание и послушание Богу (там же). Главная цель – уйти к непосредственному созерцанию Бога (там же). Освобождение от личного ”я” и в таком состоянии созерцать и познавать Бога, и когда дух Божий живет в таком человеке, по Филону, — это высшее блаженство земного существования (там же). Выше бывает только свобода от тела и возвращение в первичное состояние (бесплотное) – это участь тех, кто освободился от чувственного тела (там же: 267- 268).