Если обстоятельства требуют, чтобы в церкви было больше одного лидера, то один из них должен занимать главенствующее положение.
Библия вполне определенно учит, что в церкви должно быть больше одного лидера. Несомненен тот факт, что чем больше в данной поместной церкви лидеров, соответствующих описанным в 1-ой главе Послания к Титу и в 3-ей главе 1 Послания к Тимофею, тем большее влияние они оказывают на членов церкви. Группа богобоязненных лидеров может служить коллективным примером уподобления Христу.
Однако есть и такие верующие, которые считают, что церковью должен управлять «комитет». И в таком комитете никто не должен занимать главенствующего положения. Это является своего рода реакцией на то, что в последние годы в церквях появились слишком властолюбивые лидеры. Некоторые пасторы овладевают абсолютным контролем в церкви. Их пресвитеры и дьяконы только формально числятся управляющими церквями.
Конечно, в Священном Писании нет примеров, как нужно назначать старших пасторов, младших пасторов, помощников пасторов и так далее. Однако в нем ничего не говорится и о коллективном руководстве, как это практикуется в некоторых церквях в наше время. Нужно помнить и то, о чем мы уже говорили ранее: первоапостольские церкви не имели возможности собираться в каком-то одном месте. Так, например, в Ефесе было несколько пресвитеров, но они, несомненно, были ответственны за отдельные домашние церкви. То же самое относится и к иерусалимской церкви. Мы не знаем точно, кто именно возглавлял всю иерусалимскую церковь. Хотя можно заключить, что главным пресвитером в иерусалимской церкви был Иаков.
В Библии есть много доказательств, что для эффективного церковного руководства в ней должна существовать иерархия. Так, например, апостол Павел, несомненно, был главенствующим над Тимофеем, Титом и другими духовными лидерами, которые помогали организовывать поместные церкви. В свою очередь, Тимофею и Титу была дана власть поставлять пресвитеров в отдельных поместных церквях. А эти поместные пресвитеры были наделены властью организовывать служение в своих церквях.
Нужно помнить и то, что новозаветные церкви находились под сильным влиянием синагог. В синагогах же хотя и были советы старейшин, согласно Библии, управляли ими отдельные лица (Деян. 18:8,17).
Но не только Библия говорит, что в группе лидеров всегда должна быть главенствующее лицо, об этом говорит и практический опыт в церквях. Это, в частности, стало ясно, когда церкви начали возрастать, а с ними начало возрастать и число лидеров. Без установления иерархии в группах лидеров все чаще и чаще будут возникать недоразумения. Более того, в таких группах может возникнуть борьба за власть, приводящая к расколам.
Когда церковь небольшая, и в ней есть только один оплачиваемый пастор, то вполне возможно, что он будет относиться к группе своих неоплачиваемых пресвитеров, как будто они лидеры. И они, конечно, являются таковыми. Но в таком случае оплачиваемого пастора можно рассматривать как лидера среди лидеров или пастора среди пасторов. Но когда в церкви появляется второй оплачиваемый духовный работник, очень важно, чтобы он находился в подчинении у старшего пастора. Он не может обладать той же самой властью, поскольку в противном случае всегда будет неопределенность и даже конфликтная ситуация.
Рассмотрим одну конкретную практическую возможность. Кто будет определять уровень зарплаты отдельных духовных работников,1 если в церкви не будет иерархии среди оплачиваемых работников? Просто невозможно, чтобы оплачиваемые работники собрались вместе и решили, кому сколько будут платить. Понятно, что кто-то должен занимать главенствующее положение и на основании знания, способностей и нужд своих сотрудников назначать им зарплату. Неоплачиваемые члены церковного совета, которые недостаточно знают ежедневную церковную работу, конечно же, не могут судить об ответственности, способностях и прилежности оплачиваемых работников, а потому и не могут конкретно устанавливать их зарплату.
Однако важно заметить, чем выше позицию он занимает, тем более он должен сознавать себя слугою. Он не должен считать себя господином над теми, кем он должен управлять. ‘И вполне возможно одновременно быть старшим пастором и слугой для всех платных, неплатных работников и для всех членов тела Христова. Иисус делом подтвердил истинность Своего учения: будучи величайшим, Он стал слугой для всех.