ГЛАВА 14. ОБЩЕНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ

Образ общения у новозаветных христиан — это другая важная и обширная тема для изучения. Фактически, мы уже ознакомились со многими сторонами общения с христианами I века и с тем, как они выполняли Великое Поручение.

Когда они были среди неверующих, они учили, объявляли, говорили, провозглашали, проповедовали, свидетельствовали, увещевали, прославляли, убеждали, объясняли, показывали, уговаривали и давали доказательства того, во что они верили.

Когда верующие собирались вместе для назидания, они учили и наставляли друг друга. Они общались, вместе преломляли хлеб, молились и славили Бога. Они ободряли и подкрепляли друг друга и сообщали друг другу, что Бог совершал в других местах. А когда возникали богословские и этические проблемы, они писали друг другу, умоляли, обличали друг друга, а иногда и остро спорили друг с другом.

Все эти слова встречаются в Новом Завете, когда речь идет о процессе общения как с неверующими (которых они старались привести к Богу), так и с верующими во время их собраний для взаимного назидания. Тщательное изучение этих слов в контексте убеждает нас в том, что они использовались для описания процесса, который -характеризовался разнообразием подходов. Идет ли речь об апостоле Петре, проповеди которого записал Лука, или об апостоле Павле, беседующем с различными людьми и группами, никак не возможно установить единого способа общения. Все новозаветные послания отличаются друг от друга своим литературным стилем и формой. Даже в посланиях апостола Павла нет единства в форме и структуре.

Все это свидетельствует о принципе «свободы» в области общения. Однако многие новозаветные проблемы в жизни верующих I века приводят нас к осознанию некоторых основополагающих принципов, которые могут помочь современной церкви быть «общительной» церковью.

Из слов апостола Павла: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1 Кор. 11:1) можно определить две важных модели общения. Прежде всего, мы должны подражать Иисусу Христу! А потом мы должны подражать апостолу Павлу точно так же, как и его двум сотрудникам. Обе эти модели служат в качестве новозаветных принципов общения.

СПОСОБЫ ОБЩЕНИЯ, КОТОРЫМИ ПОЛЬЗОВАЛСЯ ИИСУС ХРИСТОС

Способы, которыми пользовался Иисус Христос, изучались многими богословами на протяжении многих лет, и на основании этого можно сделать несколько важных заключений и сформулировать несколько принципов. Однако, по моему мнению, эту перспективу до сих пор никто не исчерпал и не изложил на бумаге.

Начиная с момента Его вступления на общественное служение и кончая Его арестом по приказанию первосвященников можно насчитать приблизительно 194 записанных случая Его бесед и выступлений. Все, что записано в Евангелиях, охватывает период времени продолжительностью примерно в три с половиной года, и, пожалуй, наилучший итог всему этому подведен в таблицах с надписью «Условия общения, в которых учил Иисус Христос».1

Эти условия можно разбить на несколько категорий, которые приведены в таблице 1, помещенной ниже. В таблице 2 приведены статистические данные, относящиеся к выступлениям Христа перед ‘двумя категориями слушателей: теми, кто был настроен враждебно или нейтрально, и теми, кто был настроен явно положительно. В таблице 3 дано сравнение бесед Иисуса Христос группами и с отдельными лицами. В таблице 4 даны сравнения выступлений Христа перед «группами», настроенными положительно, негативно или нейтрально.

Из этих таблиц можно сделать следующие важные выводы:

1.    Христос поддерживал баланс в Своем общении с разными людьми. Если принять во внимание все подгруппы и отдельных лиц, то на каждую группу будет приходиться от 10 до 15% времени, потраченного Им на учение (см. табл. 1).

2.    Примерно половину времени Христос уделял на беседы с теми, кто был положительно настроен по отношению к Нему, и половину — на беседы с теми, кто был настроен или нейтрально, или отрицательно (см. табл. 2).

3.    Примерно треть всего времени Он потратил на беседы с отдельными лицами и две трети — на беседы с группами (см. табл. 3).

4.    Из двух третей времени, потраченного на беседы с группами, около половины было потрачено на беседы с теми, кто был настроен
УСЛОВИЯ, В КОТОРЫХ УЧИЛ ИИСУС ХРИСТОС

ТАБЛИЦА 1

Общее число и процент выступлений Иисуса Христа перед различными людьми и группами (по 4 Евангелиям)

УСЛОВИЯ ОБЩЕНИЯ ЧИСЛО ПРОЦЕНТ
Ученики (большая группа последователей) 29 15.8
Книжники и фарисеи (группы) 28 15.5
Двое или больше апостолов 24 13.0
Больные (включая только единичные исцеления) 22 11.9
Общие группы (за исключением учеников)* 20 10.8
Отдельные лица ** 19 10.3
Отдельные апостолы (из числа двенадцати) 19 10.3
Народ 18 9.7
Больные (только групповые исцеления) 5 2.7
Всего: 184 100

* Речь идет о таких группах, как «иудеи», «слуги» и т.д.

** Такие, как Никодим, самарянка у колодца, книжник и т.д. Сюда не входят, однако, те, кто был учениками Христа; они включены в первый артикул этой таблицы. Интересно отметить, что из 29 записанных случаев только 8 приходится на отдельных индивидуумов.

Процентное соотношение времени, потраченного Христом на беседы с различными группами и лица, настроенными положительно или отрицательно по отношению к Нему.

ПОЛОЖИТЕЛЬНО НЕЙТРАЛЬНО ИЛИ ОТРИЦАТЕЛЬНО
Ученики

Больные (отдельные и группы)

Двое или больше апостолов

Отдельные апостолы

15.8% 14.6% 13.0% 10.3% Книжники и фарисеи

Общие группы

Отдельные лица

Народ

15.5%

10.8%

10.3%

9.7%

Всего: 53.7% Всего: 46.3%

Процентное соотношение времени, потраченного Христом на отдельных лиц и группы

ЛИЦА ГРУППЫ
Отдельные больные 11.9% Ученики 15.8%
Отдельные лица 10.3% Книжники и фарисеи 15.5%
Отдельные апостолы 10.3% Двое или больше апостолов 13.0%
Общие группы 10.8%
Народ 9.7%
Больные (группы) 2.7%
Всего: 32.5% Всего: 67.5%

Сравнительное число бесед, проведенных Христом с группами, настроенными положительно, отрицательно или нейтрально.

ПОЛОЖИТЕЛЬНО ОТРИЦАТЕЛЬНО ИЛИ НЕЙТРАЛЬНО
Ученики

Двое или больше апостолов

Больные

29

24

5

Книжники и фарисеи

Общие группы

Народ

28

20

18

Всего:                                    58 (46,8%) Всего:                    66 (53.2%)

положительно, и около половины — на беседы с теми, кто был настроен отрицательно или нейтрально (см. табл. 4).

5.       Из 32.5% времени, потраченного на беседы с отдельными лица, Он потратил около трети на больных, около трети на апостолов и около трети на всех других. Интересно отметить, что на каждую из этих групп индивидуумов пошло примерно по 10% от общего времени (см. табл. 3).

Все эти данные указывают, что Иисус Христос не пренебрегал никем. Конечно, Он был занят главным делом, однако Он интересовался не только теми, кто был настроен положительно по отношению к Нему, но и теми, кто — отрицательно или нейтрально. Он также уделял внимание не только группам людей, но и отдельным лицам. И даже беседуя с отдельными людьми, Он беспристрастно распределял Свое время.