Общий обзор

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

Общий обзор

Второй большой период в истории христианства охватывает три века — с IV до VII века по Р.Х. Главная особенность этого периода — христианизация Римской империи. То есть, христианство из гонимого религиозного меньшинства превратилось не только в государственную религию, но и стало частью государственного сознания. Таким образом, вторые три века Новой Эры — это эпоха воцарения христианства.

1. За это время Римская империя, вобрав в себя христианство и выполнив своё предназначение распалась навсегда. Под влиянием германских и других варварских племён Западная часть Империи утратила политическое и государственное единство и сохранила себя только через церковные связи, что естественно привело к усилению власти римского епископа — папы (папацезаризм).

Восточная часть Империи, сознавая себя Римом, на деле превращалась в другое государство, вошедшее в историю как ранняя Византия. Близкое присутствие сильной императорской власти поставило восточное христианство в полную зависимость от Императора (цезарепапизм)

2. Христианство за это время бурно выросло количественно, уничтожая внешние формы язычества, которое было полностью побеждено. Но цена победы была слишком велика. Победитель воспринял дух побежденного. Языческое мышление отравило христианский образ жизни и поведение. Синкретизм часто происходил сознательно, под знаком облегчения условий вхождения новообращенных в Церковь и создания для них привычных условий богопочитания.

Вместе с тем это был период активной внешней миссии и распространения христианства среди варварских племён и отдельных районов мира.

3. Это был период небывалого развития богословской мысли, одна из самых блестящих страниц в истории богословия.

Получив свободу и используя философское наследие Эллады и отточенность римской речи, христианство дало миру богатейшее богословское и религиозно-философское наследие. Оно родилось в жарких вселенских спорах, окончательный вердикт по которым выносили Вселенские Соборы, сами ищущие Истину и часто далеко уходящие от неё.

Теряя силу жить по законам своей веры, христианство проявило в этот период особую силу мыслить и защищать свое понимание веры.

4. Дискуссии на Востоке Империи о природе Троицы, месте и роли Христа в Ней, споры о соотношении человеческой и божественной природы Христа, о месте Святого Духа, а также антропологический спор на Западе о спасении и свободе человеческой воли дал миру величайших мыслителей.

Некоторые из них вошли в историю как отцы Церкви, другие как ересиархи, но воззрения и тех и других может оценить только Господь.

В это же время, независимо от богословских споров и решений, был окончательно сформирован канон Священного Писания, принятый всем христианством.

5. С IV по VI века произошли значительные изменения во внутрицерковной жизни, хотя тенденции к ним наметились ещё в период гонений.

Произошло повсеместное разделение на клир и мирян; через детокрещение, ставшее обычной практикой уже в V веке, в Церковь вошло большое число невозрожденных людей; евангельская проповедь была заменена фиксированным обрядом, ритуалом. Началось развитие таинств, поклонение Деве Марии, святым угодникам, святым предметам, иконам.

Структура внутрицерковного устройства приняла такую законченную форму, что вплоть до времен Реформации дорабатывались только его отдельные детали.

6. Обмирщение христианства, появление «двойной» морали и сознательный синкретизм с язычеством в целях привлечения народных масс, исказил нравственный облик Церкви.

Одной из реакций на этот процесс было появление монашества, как безуспешная попытка сохранить суть христианства.

7. Свобода и поддержка правительства привели к созданию и быстрому росту христианской культуры. Прежде всего это проявилось в развитии архитектуры и в других монументальных формах искусства.

В изобразительном искусстве совершился переход от сигнативной образной формы, которая была сродни символизму, к реалистичному изображению героев и событий, что в свою очередь неизбежно привело к иконопочитанию.

В этот период сложились также оригинальные формы музыкального служения: основы григорианского хорала на Западе и гимновое пение на Востоке: получили небывалое развитие хвалебные распевы — юбиляции.