Христианство

Сергей Санников

ОБЩАЯ ИСТОРИЯ ХРИСТИАНСТВА

РАСПРОСТРАНЕНИЕ ХРИСТИАНСТВА

Христианство со второй половины I в. пустило прочные корни во многих провинциях Римской империи. Оно распространялось, главным образом, среди язычников и, в первую очередь, в больших городах. Историческая наука имеет мало сведений о тех тружениках, через которых христианство утвердилось во многих местах и о подробностях его распространения.

Иустин- философ пишет о христианах I — начала II вв.: «Не существует народа греческого или варварского, или какого-нибудь другого рода людей, какими бы названиями или обычаями они не отличались, как бы ни были невежественны в искусствах или земледелии, живут ли они в палатках или странствуют в покрытых телегах — среди которых молитвы и благодарения не возносились бы во имя распятого Иисуса, Отцу и Творцу всех вещей» («Разговор с Иудеем Трифоном»).

Наибольший успех христианство вмело в Малой Азии.

К началу II в. она была покрыта церквями, среди которых особенно выделялась Ефеская церковь. Около 112 г. правитель Вифании, одной из областей Малой Азии, известный Плиний Младший, жалуется в письме к императору Трояну, что «не только в города, но и в села, и в деревни проникла зараза этого суеверия (т.е. христианства)». Далее он пишет об «опустевших храмах», «о священных церемониях давно прекращенных», «о жертвенных животных, для которых весьма редко находится покупатель». «Люди всякого возраста, всякого сословия и пола заблуждаются и стоят на дороге к заблуждению» (97 (96) Письма Плиния) Такой успех христианство того времени почти нигде не имело.

Один только Рим, как сосредоточие тогдашней мировой жизни, привлекая к себе многих христиан, приближался по значению и обилию христиан к малоазиатским церквям.

В Риме число христиан было так велико, что бив составляли особые общины в различных кварталах столицы.

Это стало особенно видно, как сообщает Тацит («Аналлы»), во время гонения при Нероне.

В III в. папа Корнелий говорит о необозримом числе христиан в Риме, пасомых 46 пресвитерами. Историки считают, что в то время в Риме насчитывалось 30-50 тыс. верующих.

В Испании христианство появилось, очевидно, благодаря Ап. Павлу. О церквях в этой стране говорят Ириней и Тертуллиан. Известно, что на Эльвирском соборе (ок.300 г. по Р.Х.) присутствовало 19 епископов и 24 пресвитера Испании.

Распространенность христианства в Германии и в придунайских странах засвидетельствована мученическими актами; о церквях Британии упоминает Тертуллиан, указывая, что Евангелие распространилось даже в те части Британии, до которых никогда не доходили римляне (речь идет, очевидно, о Шотландии).

Тертуллиану же принадлежит заметка, что в Западной Африке большая часть населения городов обратилась в христианство.

К концу II в. относятся сообщения о наличии большого числа христиан в Египте (особенно, Александрии), Армении, Сирии и даже в Индии. В Понте (по Лукиану, «Лжепророк») жрец Александр жалуется, что страна кишит атеистами и христианами. Армения стала первой страной в мире. в которой в 301 г. христианство было объявлено национальной религией. Это случилось после обращения Григорием-Просветителем царя Тиридата III.

Ориген в толковании на св. Матфея вносит некоторые ограничения на общие утверждения о повсеместном распространении христианства. Он указывает, что в начале III в. было немало городов и народов, не слышавших Евангелия. Однако, он преувеличивает в обратную сторону, что видно на примере Германии, где, как пишет Ориген, не было христиан. В то же время соседу германцев — св. Иринею— было известно, что среди них уже были христиане в конце II в. Тертуллиан в это время пишет, обращаясь к гонителям христианства: «Мы существуем со вчерашнего дня и, однако, мы наполнили все ваше: города, острова, крепости, казармы, курии, дворец, сенат. форум… Если только мы враги ваши, то у вас больше врагов, чем граждан, потому что все ваши граждане сделались христианами».

Конечно, это риторическое преувеличение пламенного проповедника, но к моменту обращения императора Константина (312г.) христиан, по подсчетам историков, было ок.10 процентов населения. При этом общины II и III вв. уже состояли не только из беднейших граждан и рабов, но из знатных и богатых людей, и даже членов императорского дома.

Вероятнее всего, распространенность христианства до Константина следует определить так: «В те времена было немного народов а городов, где христиане были бы неизвестны».

В чем заключались причины столь быстрого успеха? Объективную основу для этого создал Господь, подготовив общее состояние языческого мира. Гарнак, перекликаясь с Оригеном. описывает эту обстановку так: «Одна империя, один мировой язык, одна культура, одно общее развитие в сторону монотеизма и одна общая тоска по Спасителю».

Однако главными факторами, сформировавшими на этой основе успех, явились: сверхъестественное воздействие Святого Духа и сала истины, заключенные в христианском учении. Производным от божественной силы явился второй ряд факторов: хар веры, искренность любви первых христиан, сострадание к погибающим грешникам и миссионерство.

Ориген («Против Цельса») отмечает, что мужчины и женщины, свободные и рабы, образованные и необразованные одинаково занимались распространением своей веры, горя желанием спасти окружающий мир. Даже мученичество рассматривалось не как геройство, а как свидетельство! веры.

Добродетельный образ жизни христиан, их бескорыстная любовь, их религиозный пыл, готовность собственной кровью утвердить истинность своей веры действовали неотразимо в мире, полном злобы и ненависти. По крайней мере, Иустин объясняет многочисленные обращения в христианство влиянием добродетельных примеров, а Тертуллиан свидетельствует, что христианская благотворительность заставила язычников признаться: смотри, как они любят друг друга, как они готовы пожертвовать жизнью один за другого. Юлиан-отступник прямо заявляет, что христианство обязано своим быстрым ростом главным образом благотворительности, заботе о мертвых и фанатично святому образу жизни его исповедников.